автори

1427
 

записи

194062
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Veronika_Goncharova » Статья 58 Уголовного Кодекса РСФСР в жизни семьи Розановых

Статья 58 Уголовного Кодекса РСФСР в жизни семьи Розановых

02.10.1946
Харьков, Харьковская, Украина

В своих воспоминаниях дедушка часто упоминал имена людей, которые помогли им в оккупации, в бегах, после возвращения в освобожденный Харьков и в конце войны. Однако многие эти люди впоследствии оказались в тюрьмах и ссылках. Так, доктора Карпенко, которая помогала юношам и девушкам избежать угона в Германию, в конце 1946 года обвинили в работе на немцев. Дедушка писал: «Я пишу это так подробно, чтобы читающий мог представить себе это страшное время. В общей сложности я пять раз правдами и неправдами избежал угона в Германию, четыре из которых с помощью доктора Карпенко. Кстати, уже после войны ее судили как работавшую на немцев, и она какое-то время была в заключении. А то, что она, кроме меня помогала еще многим людям избежать каторги и смерти, это не учли! Ее давно уже нет в живых, но я всегда буду помнить доброе дело, которое она для меня сделала». Такая же участь постигла Ваню Ширай, мальчишку, семья которого и приютила Розановых. И «зубного врача, женщину», имени которой дедушка вспомнить не смог, но и она была расстреляна: «Это была месть ничтожного человека по фамилии Билык. Он возжелал любви красивой женщины, нашего стоматолога, а когда получил отказ, донес на нее, тем самым отомстив за «поруганные» чувства». Получается, что без детального следствия, без разбора «кто прав, кто виноват» людей расстреливали и сажали в тюрьмы по обвинению в очень тяжких преступлениях. Эти люди не имели никакого отношения к власти, Ваня Ширай даже толком читать не умел. Почему на их плечи пало столь серьезное обвинение? – Донос.

Политика государства была такова, что «карательные» службы рассматривали каждое анонимное письмо, но подробно никто не разбирался. Обвинение выносилось буквально мгновенно – тюрьма или расстрел. По этой страшной дороге ушли тысячи граждан СССР, как виновных, так и ни в чем не виноватых.

В книге, помимо воспоминаний детства, дедушка рассуждает об актере магаданского государственного музыкального театра Н.В. Шуйкене: «Николай Васильевич более 10 лет был в заключении, где познал все прелести быта заключенных. Причина ареста в том, что он был сыном совладельца какого-то ресторана в Москве. И таких, пострадавших ни за что людей, в Магадане проживало множество. О каждом из них можно написать повесть. Повесть о том, как были исковерканы и сломаны человеческие судьбы не только самих пострадавших, но и их близких».

Известно, что в начале войны при приближении немецких войск подозреваемые или обвинённые в «контрреволюционной деятельности» зачастую расстреливались во внесудебном порядке. Подобная практика продолжалась и в течение 1941-1945 годов, и позже. Особенно много обвинений по политической статье пришлось на послевоенные годы (С января 1939 г. по июль 1953 г., было осуждено 1115427 человек (54295 из них - к выс­шей мере наказания ))19. Дедушка писал: «таких  мерзавцев, как Билык, в то время было немало. Все они пытались приспособиться, пригреться при неразберихе».

 

Получается, что лично семьи Розановых страшная 58 статья не коснулась, но пострадали их друзья и близкие, люди, которые были дороги. Проследив путь этих людей можно выйти на политическую структуру страны и сделать вывод о том, что доносы были своеобразным радикальным средством взаимодействия политики и граждан. Каждая анонимная записка с обвинением рушила судьбу целой семьи. Для властей такое «стукачество» имело своеобразную выгоду. Люди находились в постоянном страхе, а это в свою очередь позволяло легко управлять и манипулировать населением страны, потому что каждый боялся за своих близких и в каждой семье находился свой «враг народа».

19.02.2015 в 12:59


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама