автори

1516
 

записи

208960
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Vasiliy_Shulgin » Исход - 4

Исход - 4

25.01.1920
Одесса, Одесская, Украина

Мы вышли. «Отряд особого назначения», выведенный на улицу, представлял из себя приблизительно следу­ющее.

Первая рота: человек тридцать офицеров самого разно­образного происхождения. Несколько из них, испытанных друзей, другие — прибежавшие в последнюю минуту, не зная, куда деться.

Вторая рота: около пятидесяти человек молодежи, преимущественно гимназистов.

Сверх того, около десяти дам, несколько мужчин штатского вида- способных и неспособных носить винтовку. Двенадцатилетняя Оля и четырнадцатилетний Димка, мой, младший сын.

Хозяйственная часть: одна подвода неизвестного происхождения, но переполненная вещами.

Мы шли по городу. Пулеметы трещали на соседних улицах, но пока мы двигались благополучно. Кто с кем там дерется, никак нельзя было сообразить. По тротуарам бе­жали люди с чемоданчиками и узелками. Очевидно, в порт. «Нормальной», обычной публики не было. Без особых приключений мы дошли до Английского Клуба — на углу Пушкинской и Ланжероновской. Тут мы увидели «главные силы».

Полковник Стессель со своим штабом стоял уже на улице. За штабом находились какие-то части в таком ко­личестве, что прибытие нашего отряда, в котором не было ста человек, оказало заметное влияние.

Итак, это было все. Я понял, что мы подошли послед­ними. В критическую минуту от двадцатипятитысячной «кофейной армии», которая толкалась по всем «притонам» города, и от всех частей вновь сформированных и старых, прибившихся n Одессу. — в распоряжении полковника Стесселя, «начальника обороны», оказалось человек триста, считая с нами.

Трескотня усиливалась. Стессель приказал сделать разведку по Ришельевской и Пушкинской. Я пошел с не­сколькими офицерами и молодежью по Пушкинской. Раз­вернулись в цепь. Мальчики несколько путали, но держа­лись смело. С Дерибасовской стали долетать пули. Тут поднялся крик:

— Из окон стреляют

Я приказал им укрыться и стал присматриваться.

            У окон действительно появились какие-то дымки — в верхних этажах. Я начал соображать: почему дымки при бездымном порохе? И почему дымки там, где окна закрыты? И скоро понял, в чем дело.

Эти дымки производили пули, ударявшиеся о штука­турку. По Дерибасовской из-за горки кто-то палил. По­падая в дома под острыми углами, пули рикошетировали, рождая эти желто-серые дымочки из пыли известкового камня. Ларчик открывался просто, а меж тем, сколько раз в гражданской войне оба противника обвиняли мирное население в стрельбе из окон. Это в некоторых случаях, конечно, бывало, но по большей части это были, вероятно, только «штукатурные» дымки.

Мы не успели «вступить в бой», как пришло приказание оттянуться.          

Вернувшись к Ланжероновскому спуску, мы увидели, , что уже никого нет.

«Главные силы» отступили в порт.

 

На что собственно рассчитывали, мы хорошенько, не знали: должно быть, на посадку на пароходы. Словом, мы отошли вместе с прочими.

21.12.2017 в 12:19


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама