автори

1427
 

записи

194062
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Margarita_Rudnik » Письма с фронта

Письма с фронта

29.11.1943
Шупейки, Гомельская, Белоруссия

Он уехал вместе со своим другом Дмитрием Сергеевичем Пастуховым (с которым и работал, и жил рядом). (Сведениями о судьбе Д.С. я пока не располагаю). Мой прадед служил гвардии младшим лейтенантом, командовал отделением «Катюш». Отделение все время перебрасывали с места на место, поэтому прадед не получил ни одного письма из дома, хотя сам писал и с дороги, и с фронта. В семье сохранилось четыре его письма, письмо от друга моего прадеда Василия, И.А.Шкарпитного, и ответ командира части на запрос. Вот электронное содержание, в неразборчивых местах многоточие, сами письма – см.приложения с №27-по №32.

Письмо №1 от 30 мая 1943г.
С добрым вечером. Почему с вечером… что только читаешь … приходишь с работы. Я пока жив и здоров. Жизнь вообще … с нашей жизнью далеко не родня, конечно … в смысле меня. А вообще прибуду не раньше как 10-12 июня, вот и все новости. Привет от Дмитрия Семеновича {Пастухова}. Целую озорницу Алочку, Гену, Славика и хозяина Витю. Думаю, что он самый большой и послушный.
Продолжаю для тебя, Люсенок. У меня к тебе один небольшой наказ. … Особенно не надейся, что …кривая вывезет. А лучше и самое главное, обрати свое внимание на себя … как жить лучше. Кушай, питайся сама в …. Если ты будешь здорова, то будут здоровы и пацаны. Если ты зачахнешь, то и сыновья умрут. Вот на это обрати внимание.
Пока все. Привет всем. Целую всех.
30-5-43 г.

Он еще в дороге, еще свежо в памяти ощущение дома, что жена приходит домой только вечером, тогда и будет читать его письмо. Он как бы мысленно сам прокручивает картинку событий, как она читает письмо, как слушают дети. И потому предупреждает, что продолжение письма только для нее. Видимо, в разлуке он острее почувствовал возможность потерь, много думал, может, уже и видел сирот по вокзалам, поэтому наказывает ей беречь в первую очередь себя. Наверняка, уходив на фронт, просил беречь детей. И теперь он делится с ней своими думами, как бы она не заботилась о детях, а если отдаст им последний кусок и умрет, то и сыновья не выживут. Эту мысль он выражает ей спокойно, без патетики, и от этого свидетельства жестокой повседневности того времени сильнее чувствуется весь ужас беды, обрушившейся на нашу страну и коснувшейся каждой семьи.

Письмо №2 от 13 июля 1943г.
Добрый день, Люсенок! Письма я с дороги писал очень часто, конечно, от вас получать я не мог, потому что не было адреса. С адресом пишу только второе письмо. На место прибыл не так давно. Деньги я еще не получал. Аттестат высылаю. Живу пока ничего, хотя радостного в моей жизни пока ничего не происходит. Новостей у меня никаких нет. Где нахожусь, ты должна знать, вот письмо получила. Пишите письма чаще. Витя! Ты сейчас пока на отдыхе, то старайся научить Славика за лето читать, показывай ему буквы, а Славику надо стараться научиться хорошо читать и писать, а то он не сможет сам мне написать письмо. Я думаю, что ты, Витя, ему поможешь. Пиши, Витя, письма чаще, как можешь, так и пиши. Слушайся маму. Поменьше деритесь между собой. Живите дружно. Вот пока все. Целую Витю, Алю, Славика, Гену.
Мой адрес старый: полевая почта 31788Э. Но пока письма …. Больше по этому адресу не пишите, т.к. на днях будет адрес другой.
Целую Люсю. Вася. Привет всем в Красноярске.
13-VII-43г.

Он уже начал тосковать. Хочется вестей от семьи. Понимает, что не могли еще писать, не было адреса, путается, прося писать и в то же время пока не писать, т.к. ожидает нового адреса. В своем желании вестей обращается к сыну, потом просит его научить писать брата, в надежде, что у младших больше времени для написания писем. И сквозь все письмо опять чувствуется его боль и тоска по семье. Читая, я понимаю, что мой прадед, которого я никогда не видела, дорог и близок мне. Я ощущаю происходившее, и мне становится тяжело и обидно, как будто это я не получила писем из дома. А ведь отчасти это правда – прадед и я связаны кровно и являемся частью друг друга.

Письмо №3 от 27 июля 1943г.
Добрый день, маленький шалунчик Гена. Поздравляю тебя с днем рождения, тебе 12 августа исполнилось 6 лет, а ты все такой же шалунчик, как и был. Ну, что же, Гена, расти большой, слушайся маму, Витю, Дусю и т.д., будь умным мальчиком, играй, бегай, только поменьше дерись с мальчиками, такими как ты. С удовольствием бы тебе к твоему дню рождения прислал яблок, но посылок не принимают, а поэтому в день твоего рождения я вместо тебя буду кушать яблочки и вспоминать тебя, тебе высылаю денег 300 руб. Пусть мама тебе что-либо купит. И так, расти, расти, расти большой, умный и хороший. Целую тебя. Твой папа.
Витя и Славик, поменьше обижайте Гену, он все же меньше вас. Надо кое где делать ему уважение, как это делают хорошие братишки, чтоб он плохому не учился, так как вы у мамы первые помощники. Любимая дочурочка Аля, наверное, больше всех обижает Гену, но, Гена, не обижайся, это потому, что она меньше. На этом заканчиваю писать. Целую Витю, Славика, Алю, Люсю. Привет всем. Витя, пиши письма.
Ваш папа.
27-VII-43 г.

Через 10 дней после прошлого письма он поздравляет сына с днем рождения, выражая только одно сожаление, что не принимают посылки. У него в конце июля полно яблок, а сыну в Сибирь нельзя отправить. В остальном письмо вполне ровное и спокойное, он только недавно сообщил новый адрес и, ожидая письма, представляет своих домашних, воображает, как резвятся дети, дает шутливые наставления.

Письмо №4 от 19 октября 1943г.
19-10-43 г.
Здравствуй, Люсенок, Виктор, Славик, Гена и любимая дочурка Алочка. Я пока здоров. Но плохо одно, что моя дочурка еще очень маленькая, если бы она была большая и хотя немного могла писать, она бы меня не забыла бы, хотя немного, но писала бы. Вы же все грамотные, а писем совсем не пишите и довольно обидно получается. Все получают письма, а я как будто сирота, никакого письма от семьи. Правда, вы дальше других находитесь. Люсенок, я еще ни одного письма от тебя не получил, а также от Вити.
Убедительно прошу сообщить хотя бы одним письмом сколько ты получила от меня денег и получила ли аттестат на 650 руб. Денег перевел, кроме аттестата 3600 раньше и не знаю, в воздух перевожу или ты получила. Повтори. Сообщи, как здоровье твое, доченьки и сыновей. Мне все же хочется знать. Я находился не так далеко от своей родины. Сейчас, наверное, буду там, где находился раньше Бобриков. Был там, где работал Ро……ч, весь край прошел пешком, но тот край мне не понравился, моя родина красивее выглядит, несмотря что войны было больше там. На этом писать заканчиваю, еще одна просьба, сообщи мне адрес Пастухова Д.С. Я с ним расстался только в августе месяце, он оставался в тылу на …… Привет всем, целую Люсю, всех сыновей, Алю.
Адрес мой: полевая почта 35686-Н Хоменко Василию Силантьевичу.
Жду ответа

Уже полгода, как он призван, и ни одного письма. Ему обидно, ему кажется, что они просто не пишут ему. Он уже упрекает: «Вы же все грамотные». В отчаянии обращается уже и к самой маленькой дочке, Але, которая даже не умеет писать – так хочется получить пару строк! Его отчаяние почти осязаемо, явственно чувствуется боль человека, забытого теми, за кого он каждый день готов отдать жизнь…Его горе, волной окатывающее меня, подталкивает осудить беспамятную семью. Но на самом деле семья писала, и много, и часто, но письма не доходили – так работала полевая почта, все время не поспевая за передислокацией военной части прадеда.. И каково же было воевать солдатам, если они «как будто сирота, никакого письма от семьи»? А как переживали родные, узнавая из его писем, что связь односторонняя! Сейчас читать и думать об этом тяжело. А каково было тогда этим жить?

И вот письма с фронта прекратились. Началась тревожная неизвестность. В январе семья получает похоронку, но не хочет верить, ведь столько много рассказов об ошибках. Вдруг он просто ранен, отправлен в госпиталь, и в военкомате напутали? Они пишут письмо командиру части, а в марте получают страшный ответ.

Письмо от командира войсковой части Орлова от 24 февраля 1944г.
На Ваше письмо Войсковая часть №35733 сообщает, что Ваш отец гв.мл.лейтенант Хоменко Василий Силантьевич 28 ноября 1943 года в 11 часов был тяжело ранен в грудь и живот отчего скончался 29 ноября 1943 года в 23.40 часов.
/Командир войсковой части Орлов/
24 февраля 1944 года.

В книге памяти (см.приложение33) я нашла, что мой прадед похоронен в д.Шумейки, Светлогорский район Гомельской области, Белоруссия. В похоронке же дан старый адрес военных лет: БССР, Полесская область, Парический район, д. Шутейка (недалеко от г. Коростень).

Когда-нибудь я обязательно там побываю, найду это место, как бы оно не называлось и возложу цветы.

Прабабушка была верна обету, данному мужу и никогда больше не стриглась. Даже когда стала совсем старенькой и длинные, жидкие волосы очень мешали. После войны к ней приезжал в гости ленинградец Андрей с рыжими волосами – тот самый брошенный жених Андрей. Он снова звал Елену замуж, но, верная мужу, моя прабабушка, конечно, не согласилась. Четыре тополя, посаженные мужем вдоль дома, олицетворяли для нее детей. Ухаживая за ними, она верила: пока они стоят, и дети живы.

Кроме прадедовских писем, в доме хранится и письмо его фронтового друга:

Письмо от друга, И.А.Шкарпитного от 6 июля 1943г.
Здравствуйте, Елена (к великому сожалению, забыл Ваше отчество, кажется, Дмитриевна). Передаю пламенный фронтовой привет. Ставлю вас в известность, что настоящие строки пишу по просьбе вашего мужа Василия, с которым я вместе три месяца делил и горе и радость, и хлеб и соль. Скажу откровенно – хорош Ваш Вася. Недавно проводил его в бой за Украину. Прощаясь, мы поклялись беспощадно бить фашистов, освобождать родные города и села, …….. быть друзьями. Сегодня иду в бой. Предстоит жаркое сражение, случайно встретил Пастухова Д.С., долго беседовал с ним и вот решил написать Вам несколько слов, т.к. адреса Васи я еще не знаю. Если будете писать ему, сообщите ему об этом. Я постараюсь держать связь с В., как только узнаю его адрес. Желаю Вам здоровья, успехов в работе и передаю привет от Пастухова. Приветствую ваших детей. С уважением к вам И.А. Шкарпитный, ст.лейтенант, 1920 г.р.
06.7.43 г.

 

Ст.лейтенат Иван Шкарпитный приезжал к прабабушке после войны. Они с прадедом поклялись, что тот, кто выживет, найдет семью друга и, если будет надо, поможет ей. Он рассказал жене о том, как воевал ее муж, и предложил помощь. Но Елена Дмитриевна уже работала председателем районного отдела социального обеспечения, получала зарплату и деньги по аттестату мужа, поэтому от помощи Шкарпитного отказалась.

12.02.2015 в 13:53


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама