3 июня
Советский Союз оказывал помощь Китаю в отражении японской агрессии не только военными поставками и займами, но и своей авиацией. Много советских истребительных и бомбардировочных эскадрилий сражалось в небе Китая. Это была советская техника со своими авиационными кадрами. Эта помощь явилась особенно ценной, так как к моменту создания единого антияпонского фронта китайская авиация оказалась практически уничтоженной (летный состав тоже уничтожен). Советская авиация приняла на себя воздушную оборону отдельных участков японо-китайского фронта. Японцам были в кратчайший срок нанесены чувствительнейшие потери (взять хотя бы знаменитый рейд наших туполевских бомбардировщиков на Формозу — главную базу японской авиации).
В свою первую командировку я оказался в Китае, когда только возник и крепнул единый антияпонский фронт. Я помню, с каким энтузиазмом он был встречен китайской общественностью. Принимались самые энергичные меры по преодолению враждебности между Гоминьданом и Компартией, налаживался контакт на взаимном доверии, японцам был сразу нанесен ряд мощных совместных ударов, затормозивших оккупацию страны агрессором.
Я помню национальный подъем, охвативший Китай, лозунги единого антияпонского фронта, стремление сплотиться для отпора врагу, меры по преодолению капитулянтских настроений и реорганизации вооруженных сил.
Я помню, что значило в то время для бойца 8-й НРА или китайского коммуниста знакомство с человеком из Советского Союза или получить в подарок советский значок.
С тех пор многое изменилось. У чжэнфына явный антисоветский привкус.