автори

1516
 

записи

209094
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Juliya_Kantakuzina » Русский дом - 5

Русский дом - 5

10.11.1899
Буромка, Полтавская, Украина

Через два-три дня княгиня уехала в Петербург, сопро­вождая моего юного деверя в школу, а мы остались недели на две и насладились золотым великолепием ранней осени. Мой муж провез меня по всему имению, и во время моего первого пребывания в российской деревне я много узнала об управлении во всей сложной взаимосвязи. Первоначаль­но в его состав входило тридцать тысяч десятин (около двух и двух третей акра составляет десятину). С отменой кре­постного права половина земли была отдана императором освобожденным крестьянам, и правительство заплатило но­минальную цену собственникам за конфискованную землю. В течение жизни трех следующих поколений по различным причинам пришлось пожертвовать еще некоторыми не­большими частями земли Буромки, но нам по-прежнему принадлежало тринадцать или четырнадцать тысяч десятин земли. Переплетаясь своими границами с крестьянскими общинными землями, оно представляло собой приятное зрелище и вызывало у хозяина чувство, будто он повели­тель маленького королевства со всеми вытекающими отсю­да правами и обязанностями.

Ближайшая деревня была чрезвычайно живописной, но я испытывала душевную боль при виде жалкого положения вещей, царившего там, и нездорового вида многих жителей. Расположенная на зеленых покатых берегах крошечного озе­ра, она была идеально красивой и являла собой пример глу­боко укоренившегося стремления русских людей к сочета­нию практичного и красивого. И люди, и скотина пили и купались в кристально чистой воде. Их дома, окруженные деревьями и пестрыми цветами, издалека производили оча­ровательное впечатление. Но если к ним приблизиться, все менялось, ибо все соломенные крыши нуждались в ремон­те, их продувал ветер, они пропускали снег и дождь. У до­мов были в основном покосившиеся стены и крошечные окна, укрепленные штукатуркой. Повсюду видны следы бед­ности, несчастья, грязи, беспомощности, перенаселения и неудобства. Меня очень огорчала мысль о том, что люди, обслуживающие нас в доме или в имении с жизнерадостными лицами, распевая за работой веселые песни, у себя дома в деревне жили в таких скверных нездоровых условиях.

Отец моего мужа давно умер, а свекровь, пока дети были несовершеннолетними, подвергалась со стороны своих уп­равляющих почти такой же эксплуатации, как и крестьяне, к тому же она подолгу отсутствовала в имении. Она много сделала, чтобы улучшить особняк и другие постройки имения, но столкнулась со значительным ежегодным дефицитом, вызванным слишком большими расходами и недостаточным производством. Людьми она не слишком много занималась. Не знаю, такая ли ситуация сложилась по всей России, но мне говорили, что Буромка представляла собой образец про­цветания и будто крестьяне Малороссии были счастливее и способнее тех, которые жили в северных областях.

 

Долгое время мне было трудно понять, почему нашим людям приходится больше страдать, чем жителям других земель. Постепенно я узнавала о событиях, происходивших с русскими в течение столетий, и эти люди нравились мне все больше, особенно когда с 1900 по 1914 год я внима­тельно наблюдала за их жизнью.

03.07.2017 в 12:07


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама