15 [мая]. Сегодня мы готовились к отъезду. Третий барометр Банета я оставил здесь, у господина Креде, чтобы при случае отправить его в Мандиоку, а с собой взял второй барометр Панцнера, который, как мне кажется, больше отвечает своему конечному назначению.
Наши вьючные животные, отдыхавшие в течение 2 1/2 дней, сегодня опять доставляют нам много хлопот, двое из них сбросили с себя ящики, так что ящик с насекомыми оказался разбит, а трое незамеченными убежали в лес. После продолжительных поисков, отнявших много времени, одного из них нашли в болоте. На нем был мой ящик с одеждой, бельем и бумагами. В ящик попало немного воды, и один альбом чертежной бумаги оказался испорченным, а другой остался сухим.
Наш сегодняшний дневной переход был невелик: мы отошли от [берега] Параибы лишь около 2 часов дня и прибыли вечером после 5 часов в Фаринью, проделав путь в 2 легуа. Путь туда ведет через густой лес и высокую гору, примерно 1600 футов высоты, согласно поверхностному барометрическому наблюдению. С вершины горы открылся необыкновенно красивый вид на долину Параибы.
Дорога живописно красива: густой дремучий лес, в котором чередуются деревья с бамбуком; новые растения: красивая лобелия, новый вид многоножки, мальпигиевые и т.д.
Фаринья располагается посреди девственного леса и со всех сторон тесно окружена горами. Мы были рады, что еще до наступления ночи прибыли сюда, нашли место на ранчо; плохая венда, плохое пастбище, собственно никакого пастбища для наших животных, и мало провизии, которая нам и не нужна была, поскольку мы привезли с собой кур, фасоль и пр. Кукурузу по цене 4 патако за мешок нам продали с большим удовольствием. Мы переночевали на ранчо.
В течение всего пути вдоль дороги мы видели много высоких столбов — гнезд белых муравьев, [т.е.] термитов, о которых дальше я еще немного скажу.