В Праге в 1920-е годы было создано несколько русских высших учебных заведений. "Русский юридический институт" был по своей программе тождественен юридическим факультетам старых русских университетов. И русские, и чехи надеялись, что русское право понадобится в будущем, когда на смену царству произвола и беззакония в СССР придет правовое государство Российское. Были также созданы "Русский педагогический институт имени Яна Амоса Коменского", "Коммерческий институт", "Институт сельскохозяйственной кооперации", и "Высшее училище техников путей сообщения". Все они должны были готовить специалистов для будущей, свободной России
.
В Праге и в Моравской Тржебове были созданы русские гимназии. Пражская русская гимназия помещалась в части Праги, называемой Страшнице. Учились в ней русские дети и дети от смешанных чешско-русских браков. По данным Л.Ф. Магеровского, первым директором был Сушков, кубанский педагог и общественный деятель; вторым - чех из России Сватек, бывший инспектор гимназии в Тифлисе; третьим - П. Н. Савицкий, экономист, историк, лидер "евразийцев".
Гимназия в Моравской Тржебове были основана благодаря инициативе и трудам авторитетного русского педагога, бывшей директрисы частной женской гимназии в Киеве Аделаиды Владимировны Жекулиной. В 1921 году она организовала гимназию в Константинополе, а в 1922-23 году перевезла ее в рамках "русской акции" в Чехословакию. Гимназию разместили в бывшем лагере для русских офицеров, взятых австрийцами в плен во время первой мировой войны. Учащиеся жили в интернате. Директором гимназии был В.А. Светозаров. В 1932 году гимназию в Моравской Тржебове закрыли, а педагогический персонал и учащихся перевели в пражскую гимназию в Страшнице. Потом для нескольких иноязычных гимназий, в том числе и русской, чешское правительство построило новые здания, и гимназия в 1939 г. переехала из бараков в Страшницах в современное помещение на Панкрац. Занятия в ней под руководством П.Н. Савицкого шли всю войну, хотя в 1941 г. часть ее помещений была реквизирована под немецкий военный госпиталь и занятия пришлось вести в соседней чешской школе.