автори

1427
 

записи

194062
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » ninapti » 116. ПРОМИНЬ

116. ПРОМИНЬ

29.06.2019
Хабаровск, Хабаровский край, СССР
Электронно-вычислительная машина "Проминь"

 Осмысливая свою жизнь, я представляю её, как длинный путь (банальная, конечно, метафора, но самая верная), в который я вышла не по собственному желанию и не мною проложенному маршруту. Повороты, возвраты, тупики, мосты и просёлки. И редко – магистраль.

Да, в какие-то моменты я останавливалась, не желая идти дальше по уже накатанной дороге. Причина, в основном, заключалась в слове – «не интересно». Войдя в ритм какого-то отрезка, я через год-два теряла чувство увлекательности тем, что со мною на этом пути происходило. Одни и те же люди, одни и те же действия – это приедалось, а выхода видно не было: ни материально, ни в силу лежащих на мне обязанностей, а главное – из-за ограничений физической активности я не могла жить более полной, удовлетворяющей меня жизнью. Возможно, если бы я могла ходить в походы или увлеклась какой-нибудь артистической деятельностью, была бы более независима от сковавшей меня семьи, если бы могла решить проблему медленного передвижения с помощью автомобиля, если бы родилась в семье со связями, тоже расширяющими возможности, - я бы перестала ощущать обыденность и медленное, но неуклонное пустопорожнее истечение собственной жизни.

… Моя активность требовала выхода. Я взялась вести вечерние подготовительные курсы по физике, настояла, чтобы на них ходил и Исай, к тому времени закончивший механический техникум и работавший на заводе мастером.

Заведующий кафедрой рекомендовал мне подумать об аспирантуре, в крайнем случае, заниматься наукой. К тому времени на кафедре установили математическую машину «Проминь», которую взялась осваивать скрипачка Ирина. Она была увлечена этим, и я ей завидовала: мне страшно нравилось работать на ЭВМ. Работа в приёмной комиссии позволила навести мосты с работниками других кафедр института. Так я вышла на физика Михаила Васильевича, похожего на грача, черноволосого, с острым носом и круглыми глазами, весёлого и очень доброго. Он вел научную работу, ему нужны были ученики. Узнав, что я немного владею опытом работы на ЭВМ, он дал мне тему: рассчитать какие-то электромагнитные поля в продольном резонаторе. Я с увлечением этим занималась: составляла программы расчёта при изменении различных параметров, пробивала перфокарты или штекерами набирала задание этой механической умнице. Меня приводило в восхищение, что не надо было делать многочисленные эксперименты, меняя то время течения процесса, то давление в резонаторе, то электрические параметры – всё это задавалось формулой процесса, а машина позволяла за несколько часов работы сделать ту же работу, на которую, если бы проводился эксперимент, ушло несколько недель.

В огромной, полупустой аудитории, с окнами, выходящими на южную сторону и потому всегда залитую светом, в центре слегка гудела голубовато-серая «Проминь». Из её печатающего устройства время от времени медленно выползал широкий, белый лист бумаги с колонками бледно-серых чисел – результатом расчёта. Я собирала эти полосы, разрезала их на удобный формат, а затем на миллиметровке вычерчивала графики (графические возможности у «Проминь» тогда мне ещё были не известны, а возможно, она их и не имела – ЭВМ только-только входили «в обиход») и несла всё это своему шефу. И делала это с удовольствием!

Шеф мне нравился, как нравились все люди, с кем мне было спокойно, деловито и весело. Вспоминаю его, возвращающимся по коридору с экзамена, а вслед за ним тянется длинный шлейф неширокой бумажной полоски – конфискованной у студента шпаргалки. (Он был страстным коллекционером этих вещей). Подходит и с неподражаемой лукавой гримасой рассказывает: «Сегодня видел просто потрясающую шпаргалку, но жалко - с собой не унесешь, а фотоаппарата не было: студентка исписала все коленки и бедра. Смотрю - сидит, угнулась. Подкрался, заглянул… А она юбочку поддернула и скатывает. Я аж ахнул, не удержался. Она глаза на меня вскинула, тоже «ой!» – раз – и прикрылась…Уговаривал-уговаривал все показать, нет, не уломал. Но выпроводить пришлось, хотя и жалко было – такой труд и насмарку».

Я уже поняла тогда, что, работая преподавателем, я буду вынуждена думать о кандидатской, иначе до пенсии придётся сидеть в ассистентах. Этого уже не хотелось. То, что специальность была мной выбрана ошибочно, я еще не осознавала, но то, что я не любила физику, электротехнику, что я не понимала сердцем, что преподавала,  понимала только умом, брала памятью, логикой, но не была способна уловить общей картины, видеть связи не близкие, а системные – это я ощущала.

К сожалению, слишком поздно пришло ко мне понимание, что хорошей памяти и разума не достаточно, чтобы стать классным специалистом, нужен талант именно для этого поприща, а физика – это было не мое призвание. Но повернуть я уже не могла – менять профессию, учиться еще чему-нибудь... Слишком трудно физически далось мне обучение в вузе, чтобы я могла решиться опять куда-то поступать. Время-время. Его мне не хватало всю жизнь. Да и не выяснила я еще для себя, в чем мой главный талант.

19.01.2017 в 08:03


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама