автори

1434
 

записи

195205
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Olga_Bezuglova » Семейный альбом. Глава XI. Черкашины

Семейный альбом. Глава XI. Черкашины

01.04.1961
Ростов-на-Дону, Ростовская, Россия

Фотография: Сестры Черкашины - Лида Тепина и сын Павлик, Валентина Макарова и Юра 


Юрий Геннадьевич Макаров – полковник запаса ВДВ России, прожил славную жизнь, и ушел в мир лучший совсем недавно - в марте 2010 года. И до сих пор не верится, что нет уже с нами этого жизнерадостного, доброго, неугомонного человека.

А тогда, в начале 60-х, он был довольно бесшабашным и очень красивым лейтенантом Советской Армии. Его мама – Валентина Герасимовна, в девичестве Черкашина, коренная ростовчанка. Да и Юра, хоть и родился в Подмосковье,  всегда считал себя ростовчанином. Но корни их из Центрально-Черноземной полосы России: дед Валентины Герасимовны, Федор Черкашин, был родом из села Озеровка, Курской губернии, Шестопаловской волости. У Федора было 3 сына: Герасим, Архип, а имя третьего кануло в Лету, потому что отношения родственные между братьями не поддерживались. Были они неграмотными и, когда повзрослели и разъехались в разные стороны, переписка между ними стала проблематичной. После отмены крепостного права братья Герасим и Архип приехали на Дон. А здесь их пути разошлись.  Архип уехал в г. Шахты и стал шахтером, а Герасим основал свое собственное дело в Ростове-на-Дону – пекарню. Пекарня располагалась в подвальном  помещении 2-х этажного дома на Шестой улице (ныне Варфоломеева), в котором жила семья Черкашиных. Часть комнат этого дома Черкашины сдавали внаем. И по сей день стоит этот дом на углу улицы Варфоломеева и переулка Халтуринского, и сколько себя помню располагался в нем на первом этаже магазин хлебобулочных изделий.

Герасим, несмотря на то, что был неграмотный, умело хозяйствовал, и крепко стоял на ногах, что свидетельствует о его незаурядном уме. Часто зажиточные люди бывают прижимисты, если не жадноваты, но Герасим Федорович был очень добрым человеком. Как сказала Лидия Герасимовна, его младшая дочь, со слов которой ведется сие повествование: "Это был друг всех нищих". Герасим был в деловых отношениях с самим Парамоновым – одним из самых известных и крупных промышленников Дона. Когда грянула революция, он был как раз должен Парамонову какую-то сумму денег, и, по воспоминаниям Лидии Герасимовны, очень переживал, что эти трагические обстоятельства не дали ему рассчитаться с кредитором, которого он искренне уважал. Умер Герасим Федорович Черкашин в 1919 году, и был похоронен на кладбище при Церкви Всех Святых (см. примечание). 

Первой женой Герасима была Ольга Ивановна Баранова, которая умерла от туберкулеза в 1904 году, и оставила Герасиму их совместную дочь Антонину. По рассказам, Ольга была очень красивой женщиной. Примерно в 1905 году Герасим Федорович женился во второй раз на 17-летней Анне Филипповне Кириченко.

Отец Анны, Филипп Иванович, был из Николаевских солдат. Семья была очень бедная, потому что выйдя на гражданку, он стал сапожником, но все что зарабатывал – безбожно пропивал. Понятно, что для Анны этот брак был большой удачей. У Герасима и Анны было четверо детей: Павел (1907-1957), Валентина (1912-1963), Леонид  (1914-1963) и младшенькая – Лидия, ровесница революции, ибо родилась она весной 1917 года. Конечно, жила с ними и дочь от первого брака – Антонина.

Антонина закончила Екатерининскую гимназию, была замужем за генералом Павлом Васильевичем Карпухиным, и жила в Москве. Антонина  Герасимовна родилась в 1901 году, умерла в Москве в 1974-ом. Похоронена в Москве на Кунцевском кладбище рядом с мужем Павлом и дочерью Милой.

Валентина, мама нашего Юры, закончила спецшколу с химическим уклоном в Ростове-на-Дону.
Это была необыкновенно добрая женщина. Например, она могла раздать все свои вещи и сама остаться ни с чем. И когда ее сестра упрекала за это, Валентина ей отвечала: "Лида, ну ты же дашь мне что-нибудь одеть из твоего". Валя была очень веселая, хорошо танцевала, любила цыганские песни и хорошо пела их. Она умерла в 1962 году от рака. Похоронена в Ростове-на-Дону на Братском кладбище.

Павел был очень талантливым авиаинженером. Он работал в Москве в знаменитом ОКБ Туполева. Его супруга – Ольга Ивановна была начальником цеха на заводе физприборов. Жили очень дружно, но Павел Герасимович умер рано, ему было всего 50 лет. Он похоронен в Москве на Покровском кладбище на алее Почета, а через много лет рядом положили и тетю Олю. Живет в Москве его сын Алексей Черкашин и внук Павел, и правнуки Миша и Денис. Так что род Черкашиных продолжается.

Леонид прожил всю жизнь в Ростове. Он работал  в охране штаба СКВО. Но характер его  как-то не очень вязался с этим грозным словом «охрана», это был человек добрейшей души. И так же как у его сестры Валентины, часто эта его доброта была в ущерб ему самому и его семье. У него было два сына – Леня и Юра. Леня живет в Ростове, а Юра куда-то уехал, и следы его потерялись.

Лидия Герасимовна, тетя Лида, с самого дня рождения жила в Ростове-на-Дону, где закончила среднюю вечернюю школу, а затем истфак пединститута. В 1939 году вышла замуж за Тепина Константина Алексеевича (рождения 1913 года, село Арчаган Ростовской области – из донских казаков). В 1941 году, 24 июня (на 3-й день войны), у них родился сын Павел, которого отец видел только один раз через шесть недель после рождения, так как был призван на 2-й день войны в армию и находился на сборах в Новочеркасске. Тетя Лида, преодолев большие трудности, с новорожденным мальчиком на руках, ему было всего шесть недель, ездила в Новочеркасск, чтобы показать ему сына перед отправкой на фронт. Молодой отец подержал мальчика на руках: «Увидимся ли мы с тобой еще, сынок?» – сказал.  Муж Лидии Герасимовны погиб в феврале 1943 года под Сталинградом. У него было два брата, Андрей и Александр, которые тоже погибли в войну. А сын Лидии Герасимовны и Константина Алексеевича, Павел, вырос, закончил радиотехнический техникум, и всю жизнь работал в Ростове на 140-ом заводе. Здесь он и встретил свою жену Людмилу. Но жизни ему было отпущено только полвека, он умер в Ростове-на-Дону 4 сентября 1991 года. Осталось двое детей: уже взрослая дочь Юля и сын, названный в честь деда, Костей. Юля после окончания математического факультета Ростовского пединститута преподает математику в школе.  А Костик живет с мамой, вдовой Павлика, Людмилой Степановной Тепиной в той самой квартире на ул. Варфаломеева, что находится в доме его деда Герасима Федоровича.

Лидия Герасимовна окончила перед войной пединститут, истфак, и всю свою жизнь посвятила педагогической деятельности. Была учителем истории, заместителем директора школы по учебной работе, а затем работала в городском отделе народного образования.
Хочется рассказать несколько штришков, хорошо характеризующих обстановку того времени. Так, Лидию Герасимовну, а была она очень активной, деятельной девушкой, приняли в комсомол, а затем исключили из его славных рядов, потому что ее отец до революции владел пекарней. Но эта маленькая женщина отличалась очень стойким характером. Она поехала в Москву, и обратилась за помощью в ЦК ВЛКСМ. После этого в комсомоле ее восстановили. Но беды не кончались. После революции дом и пекарню Черкашиных национализировали, оставив бывшему владельцу маленькую двухкомнатную квартирку на первом этаже дома, в которой одна из комнат составляла всего 6 кв. метров. И жили в ней последнее время Анна Филипповна и Лидия Герасимовна с сыном Павликом.

По соседству на втором этаже жила некто Подбуцкая, которая, узнав, что Лида поступила в Пединститут, не поленилась сходить в ректорат с заявлением, в котором бдительно сообщала, что Тепина из "чуждых", и, следовательно, ее надо выгнать из института. Когда об этом узнала сестра Валентина, соседке не поздоровилось. Лидия Герасимовна со смехом вспоминала: "Валька дралась насмерть". Вообще Валентину соседи побаивались, и когда она появлялась в родительском доме, старались на глаза ей не попадаться, так как она часто говорила: "Кто мою Лиду обидит, убью!"

По рассказам Лидии Герасимовны, Валентина была из всех детей Черкашиных самой способной к наукам, включая гордость семьи Павла,  однако в силу определенных обстоятельств  ей не удалось воспользоваться данными ей от природы способностями в полной мере.
Она была очень активной комсомолкой, и ее направили в Краснодарский край организовывать колхозы. Где-то там она и познакомилась с Геннадием Андреевичем Макаровым, который также по призыву партии участвовал в коллективизации. Они поженились там, на Кубани, в 1932 году.  По воспоминаниям Лидии Герасимовны Геннадий Андреевич, отец Юры, был высокий, подтянутый,  очень воспитанный, почтительный человек, он очень хорошо относился к людям.
У Геннадия Андреевича было два брата: Петр и Степан. Все трое были военные. Родом они были то ли со Смоленщины, то ли с Брянщины. Очень рано лишились родителей.

Очень скоро по возвращении с компании, организованной партией и комсомолом, Валентина и Геннадий были втянуты в следующую: они поехали по мобилизации на строительство канала им. Ленина. Там, в Подмосковье, в деревне Пирогово Мытищинского района и родился Юра. Примерно в 1937 году они вернулись в Ростов-на-Дону. Время было очень тяжелое, голодное, большинство людей еле сводили концы с концами. Чтобы как-то выжить, Геннадий Андреевич решил заняться коммерцией. Он ездил в Гянджу, покупал там вино, а в Ростове – продавал. Но в те суровые времена это называлось спекуляцией. Его разоблачили и исключили из партии. Так он стал работать на Сельмаше рабочим.
 
Они разошлись с Валей в 1939 году. Уж очень разные это были люди. Во втором браке у Геннадия Андреевича родилась дочь Катя, живет сейчас в Москве. В первые же дни войны отец Юры был призван в Армию и отправлен на фронт, служил в войсках НКВД. И погиб в 1941 году в Подмосковье. На той войне погибли и оба его брата.

Осенью 1941 года Лидия Герасимовна с сыном Павликом уехала в эвакуацию, в Ставропольский край, Арзгирский район (это был поселок высланных из Азии). В эвакуации Лидия Герасимовна работала заведующей районным отделом народного образования. Летом 1943 года они вернулись из эвакуации в Ростов-на-Дону. Ведь там оставалась Анна Филипповна, наотрез отказавшаяся уезжать из родного города. С ней оставался и Юра. После возвращения тети Лиды из эвакуации, они стали жить вчетвером.

Район города, в котором жила семья, назывался Нахаловка. Название свое он получил в незапамятные времена за то, что здесь в свое время селились и строились так называемым самозахватом. Однако со временем название приобрело совсем другой оттенок. На месте Церкви, которую снесли, и кладбища был огромный пустырь, постепенно превратившийся в толчок, или барахолку. Конечно, вокруг него создавалась неблагополучная обстановка, собирались разные криминальные личности. К тому же, в первые после войны годы слишком много было семей, в которые не вернулись с фронта отцы, и, в прямом смысле этого слова, процветала безотцовщина. Многие сверстники Юры и Павлика оказались впоследствии не в ладах с законом. Это были воры, хулиганы, а то и вовсе бандиты – послевоенный Ростов отличался свободой нравов.  А поскольку Лидия Герасимовна целыми днями пропадала на работе (нужно было зарабатывать на хлеб, чтобы прокормить себя, детей и Анну Филипповну), Юра был предоставлен сам себе. Он пристрастился к карточным играм, частенько выяснял отношения в драках. По натуре это был очень смелый, задиристый мальчик, которого никогда не смущало, что зачастую драться приходилось с гораздо более старшими ребятами. Как сказала Лидия Герасимовна, там где драка, там Юра. Бывало идет  Лидия Герасимовна домой вечером с работы, и несет ужин для  Павлика и Юры, который получила в виде пайка в школе, а соседка говорит: "Твоего уже понесли с разбитой головой".  Лидия Герасимовна затаив дыхание спрашивает:  "Живой ?!" В ответ: «Да, живой – живой!». И строгая тетушка с облегчением: «Ну, тогда я ему еще добавлю!». Между прочим, братья (двоюродные), Павлик и Юра, жили между собой очень дружно. Друг друга «не сдавали», как выразилась Лидия Герасимовна: «У них была круговая порука».

Вспоминает Лидия Герасимовна и такой случай. Юре было 11 лет, самый растущий возраст, а тут постоянное недоедание. И был он очень истощен, чтобы как-то его подкормить, Лидия Герасимовна определила племянника в пионерлагерь на Черном море, однако через некоторое время он оттуда сбежал, так как в пионерлагере жили по законам "дедовщины". Те, кто постарше и посильнее, забирали еду у тех, кто поменьше и послабее. Юра с этим примириться не мог, и поэтому сбежал. В Ростов добирался на товарных поездах, а в качестве еды у него была макуха. Конечно, были и светлые моменты. Так, с 15 лет Юра начал играть в футбол. Играл, и неоднократно, против тогда еще совсем не знаменитого Виктора Понедельника.

В общем ситуация была тяжелая, и чтобы как-то уберечь Юру от влияния улицы, да и просто выжить в этих условиях, тетя Лида в 1947 году отдает его в школу музыкантских воспитанников. Однако сам спасаемый вовсе не хотел терять свободу, и на прослушивании делал все, чтобы его не приняли, но благодаря знакомствам Лидии Герасимовны он все же был зачислен.  Во время учебы в школе музыкантских воспитанников за драки и дерзкое поведение Юра был несколько раз на грани отчисления, но Лидия Герасимовна употребляла все свое влияние, чтобы его не отчислили, умоляя начальство учесть, что отец мальчика погиб на фронте.

Как бы то ни было в 1951 году Юра оканчивает 7 классов школы музыкантских воспитанников и направляется в оркестр интендантского училища в городе Новочеркасске. Через некоторое время интендантское училище переводят в город Кенигсберг (сейчас Калининград). Как вспоминает Юра, Кенигсберг представлял собой ужасающее зрелище. Город в полном смысле этого слова лежал в руинах. И это несмотря на то, что  городские здания были как мини-крепости: ведь город строили немцы. После Кенигсберга Юра опять возвращается в Ростов-на-Дону, и поступает в вечернюю школу. Лидия Герасимовна очень хотела, чтобы племянник получил среднее образование, а поскольку у Юры кроме учебы было еще много других занятий (его все так же тянули к себе дружки), тетя Лида говорила ему: "Если ты будешь плохо учиться, я тебя задушу!"  Настойчивость, и, скажем так, бдительность Лидии Герасимовны, а также незаурядные способности самого Юры помогли ему переломить ситуацию.  Юра хорошо учился, ему легко давались  школьные предметы, особенно физика и математика, и он успешно окончил школу в 1954 году. В тот же год он поступил в Арзамазское военное училище связи, и в 1957 году завершил образование, получив звание лейтенанта. В училище набирали добровольцев для службы в Воздушно-Десантных войсках, так Юра стал десантником. С тех пор вся его жизнь была связана с этим родом войск. И он часто говорил, что  благодарен судьбе, за то, что она свела его именно с этими войсками.

ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящее время на месте Церкви Всех Святых и кладбища находится дворец спорта.
 

18.05.2014 в 16:09


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама