автори

1427
 

записи

194041
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Viktor_Finogeеv » В Мамонтовском переулке - 5

В Мамонтовском переулке - 5

01.11.1947
Житомир, Житомирская, Украина

Что же собой представляла Киевская улица в то время? Слева, где сейчас кинотеатр "Урожай", было непроходимое болото, которое как говорили, тянулось вглубь на многие километры. А с правой стороны, где сейчас автовокзал, стояли ближе к проезжей части какие- то мелкие постройки, в том числе пивная, магазинчик, и уже не помню что еще. Поскольку высоких зданий там не было, то с Киевской хорошо просматривались кирпичные корпуса тюрьмы. На месте нынешней Восточной улицы влево шел Георгиевский переулок, а справа, в глубине стоял красивый корпус сорок пятой железнодорожной школы. За Восточной, до самой Хлебной, слева, и до Крошенской справа, стояли одноэтажные домишки с заборами, за которыми были дворы с садами. За Хлебной улицей и до центральной площади, до войны стояла многоэтажная застройка, но авиацией все было разрушено, и теперь виднелись лишь сплошные руины. Только слева,16 от Московской улицы уцелело несколько зданий, а также почтамт, Михайловская церковь, часть семинарийского костела. Вся Киевская была вымощена булыжником.

Начиналась Киевская улица большим базаром на Привокзальной площади и заканчивалась не меньшим базаром за центральной площадью, где позже построили обком а за ним разбили сквер. Магазинов в то время было мало. Да и мало что в них продавалось. Люди жили благодаря базару. Базар на Привокзальной площади существовал во время оккупации, оставался он в течении ряда лет и после войны. Он находился на месте будущего трамвайного кольца-разворота. Мы с друзьями иногда ходили на этот базар. Нас привлекало, например, поглазеть на предсказателя судьбы. В одной руке у него была деревянная коробочка вроде картотеки, с вложенными туда записками. В другой руке сидела морская свинка. Подходил доверчивый человек, платил деньги и морская свинка вытаскивала ртом записку с каким-то предсказанием. Как правило все это окружала толпа зевак, вроде нас. Мы же конечно понимали, что это чушь. Главным было рассматривать морскую свинку или потрогать, если повезет. На базаре было много цыган промышлявших гаданием и жульничеством. Их постоянно гоняла милиция. Было много продавцов-жуликов. От одного из них как тора пострадал и я. Отец подарил мне электрический фонарик, но на мою беду в нем перегорела лампочка. Мне дали денег, и я пошел на базар покупать новую. Продавец взял деньги, показал, что лампочка горит, затем после ловких манипуляций руками вручил мне перегоревшую лампочку. Когда я заметил это и обратился к нему, то он раскричался, что я сам видел, как она горела и нечего тут придираться. Мне потом объяснили, что у этого жулика, наверное, только и была одна хорошая лампочка, которую он демонстрировал, а всем вручал перегоревшие. На базаре было много инвалидов войны, которые распевали жалобные песни и просили милостыню. Тут же промышляли и воры-карманники. Их называли щипачами. То и дело раздавались вопли лишившегося кошелька. С постройкой кольца-разворота трамвая базар почти иссяк. На том месте, где сейчас стоит новый железнодорожный вокзал, была небольшая площадка, которую оборудовали длинными столами и лавками. Там продавались, уже цивилизованно, молочные продукты, овощи, фрукты, которые привозили селяне или жители частного сектора.

Был я однажды и на базаре расположенном за центральной площадью. У отца был велосипед на котором он ездил на работу, а в свободное время давал иногда покататься мне. Однажды во втулке переднего колеса выпали шарики, и мы с отцом поехали на центральный базар что бы купить новую деталь. На том базаре был даже павильон где торговали продуктами.

Была в то время карточная система. Мне уже доверялись хлебные карточки по которым я отоваривался в нефтебазовском магазинчике. Хлеб продавался не буханками. За труды маленькие довесочки были моими. По дороге домой, за два дома до нашего Мамонтовского переулка, стояла пивнушка где кроме спиртного торговали и морсом. Это был свекловичного цвета, очень сладкий напиток. Очень дешевый, а сладкий, наверное, потому, что делался на сахарине. Из хлебной сдачи мне иногда разрешалось по дороге выпить стакан такого морса.

После освобождения города отец начал работать инженером на предприятии электросетей. В то время оно находилось на улице Кашперовской, потом ее переименовали в Сталинградскую, а потом как то еще. Предприятие находилось недалеко от Житнего рынка.

 

В сорок седьмом прошла денежная реформа и карточную систему отменили. Хотя преподносилось это как большое достижение, но жить стало хуже. За хлебом начались кошмарные очереди. Бывали времена, когда очередь занимали с вечера. И во всем городе со стотысячным населением, не нашлось светлой головы предложить продавать хлеб буханками, а не на вес. Тогда в очереди, наверное, приходилось бы выстаивать меньше времени. Остальные продукты исчезли с прилавков, так как уходили через черный ход, ведь карточный контроль исчез.

28.04.2016 в 15:25


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама