Школьные выпускные экзамены в десятом классе запомнились двумя событиями: мистическим и идеологическим.
Первое приключилось на экзамене по физике. Накануне был мне сон, что вытащила билет № 1, и надо же! -- он и выпал. Так совпало, что физику я потом выбрала в качестве будущей профессии.
О втором событии скажу подробней. Это был письменный экзамен -- сочинение.
Мне всегда нелегко давался труд системно поразмыслить на заданную тему и внятно эти мысли изложить. А тут ещё и время ограниченное, и волнение изрядное... Сердцем (ха-ха) выбрала самую пафосную тему. То ли про коммунизм, то ли про любимого Маяковского, и -- понеслась душа в рай! Такое нашло вдохновенье, что даже разродилась я рифмованным экспромтом, как показалось, уместным. Без капли сомнений сдала работу и с чистой совестью отправилась домой.
Спустя пару часов звонит мне домой учительница. Бери, говорит, ручку, и приходи, говорит, в школу.
Зачем? удивляюсь. Так надо, отвечает.
Не пойду, -- говорю.
Но всё же вышла -- пообщаться. Прошлись мы с Инной Михайловной вдоль по улице Филатова туда-обратно многократно.
Говорю: а как же Павка Корчагин? Вы же, Инна Михайловна, учили нас на его примере?
Чем она возражала, не помню. Дискуссия затянулась на час. Ответ мой был "нет", и никаких гвоздей. Да и чёрт с ней, с медалью.
Так я и не узнала, что там учителя дальше делали с моим сочинением. Может, сами переписали как надо, а может, какую особую рецензию нашаманили. Пятёрку в итоге поставили. И медаль золотую дали.
Надо ли говорить, что свои жизненные ценности я нашла в радикально иных сферах. А тот вечерний урок-прогулка рентгеном высветил всю простодушную изнанку и непробиваемое лицемерие советской школы. Которая порою мне является в тревожных предрассветных снах.