автори

1656
 

записи

231889
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Jan_Ragino » С детства 1888 г. до 1914 г. - 16

С детства 1888 г. до 1914 г. - 16

01.07.1893
Соболево (Весницк), Беларусь, Беларусь

 Паробки (работники) и запашники

 

 Из Виленской губернии с нами переехал Габриэль и Фэликс. Они жили у нас долго почти на положении членов семьи. У них были красивые имена. Уже этим они отличались от соседних крестьян. К тому же они были католики, как и наша семья. Обедали за общим столом, пока не подросли "паничи" и "паненки", которых мать невольно ставила в привилегированное положение. Одежду и белье им шили из домотканых материалов, но рубашки у них были из "пачисся" (очесов), а у нас "кушельные" (волокно льна лучшего сорта). Сапоги они должны были покупать сами, потому что этот вид одежды наша семья тоже покупала. Платили им сначала по 20 р. в год, потом дошло до 50 р.

 Феликс очень горячий, страстный, увлекающийся работой и танцами, решил жениться и сделаться запашником. Он лет 5 копил деньги. Над ним смеялись, что он даже ходит с особой осторожностью, чтобы не изнашивались сапоги.

 Он спас жизнь Эльжбеты, когда ей было лет 12. Она с Никанором играла на берегу ручья. Там был глубокий омут. Когда она подошла к берегу, Никанор решил подшутить: разбежался и толкнул ее. Она захлебнулась и стала тонуть. Тут уж Никанор струсил, закричал. А Фэликс косил поблизости. Он сразу бросился в омут ивытащил Эльжбету.

 Вот он, наконец, скопил 100 р., купил себе лошадь, соху, борону, телегу. Мои родители дали ему в приданое теленка, пару овец, поросенка, и он женился на Михалине Карчевской. Карчевские жили у нас на запашке и любовь у них тянулась несколько лет. У ней еще были сестры с такими же красивыми именами: Камилла, Эмилия, Мальвина, Адэля.

 Через год Михалина родила сына, на следующий год второго, а затем и пошло один за другим. Всего у него было 12 сыновей и одна дочь. Жили они в общей комнате с другими запашниками. Рожать она уходила одна в "пуню" на сеновал. Иногда помогала какая-нибудь мама. Сразу после родов она купала ребенка и на другой день выходила на работу. Это была сильная, полная, довольно красивая женщина, всегда веселая. Я не помню, чтобы она когда-нибудь болела. Фэликс был замечательный муж и отец. Тощий, полуголодный, обросший рыжей клочковатой бородой, он себе лично не позволял никаких удовольствий, только много курил. Все, что он мог заработать, шло в семью. Поношенное наше платье мама отдавала им по мере того, как мы вырастали из него. Давали им и молоко, когда собственная их корова не доилась. Фэликс дожил в Соболеве до революции. Был период, когда он поссорившись с отцом, уехал от нас. Но года через 2 вернулся, просился обратно. Отец не соглашался. Тогда он стал на колени. Это было очень больно смотреть на унижение старого человека. Мама даже заплакала. Отец очень смутился и сразу согласился взять его обратно.

 Габриэль, бритый с черными усами, был немного ленив, но никогда не дерзил. Он очень любил слушать и читать сказки, хотя был малограмотным. Однажды мы с ним читали о каком-то индийском принце, который ушел от родителей и был бедняком. И вот, через много лет его нашел брат под забором нищего и голодного. Вдруг у Габриэля посыпались слезы, и он не мог удержаться от рыданий. Оказалось, что у него младший брат, лишившись родителей, тоже нищенствовал и Габриэль нашел его под забором, устроил жить к какой-то родне. А теперь этот брат на военной службе. После военной службы он приезжал к нам в Соболево. Такой же черноусый, как Габриэль, но повыше ростом и покрасивее.

 Габриэль тоже женился и ушел на запашку, но кажется в семью тестя, и не имел такой крепкой семьи, как Фэликс. После этих паробков, живших на положении членов семьи, у нас долго жил бывший солдат-артиллерист Антон, у которого я учился солдатским песням.

 Один раз он взял меня с собой на озеро Сверзно. Он ходил ловить рыбу. Через болото он нес меня на спине. На берегу озера в фольварке Бабашково жила тетка Дзевялтовская. Он оставил меня у тетки, а сам пошел на озеро. Я до такой степени был дикий, что на все вопросы тетки молчал, ничего не ел. В конце-концов ушел на дорогу и весь день простоял у забора, пока не пришел Антон. Когда он взял меня на руки и я ухватился за его шею, только тогда я почувствовал себя в безопасности. Некоторое время Антон жил в качестве кучера в Стадолище, возил меня, когда я вышел в офицеры. Но выбора моей профессии не одобрял.

 - Офицеры тоже все время в неволе, как и паробки. Всегда над ними есть начальство. У мужика и у того больше свободы, чем у офицера.

 Запомнился еще Радивон (Родион), который забавлял всех разными прибаутками и никогда не унывал. Кроме Фэликса у нас жили на запашке Сивицкие: Казюк (Казимир) и Юзюк (Иосиф). Казюк был неутомимый танцор, очень шустрый и живой. У их старшей сестры Марыли родился незаконный сын. Ей удалось выйти замуж только тогда, когда ему исполнилось 12 лет. Ея положение в семье и положение сына были самые жалкие: ее все время попрекали, а сына считали вроде прокаженного, не хотели с ним играть, кормили объедками. Однажды на святках он пришел с другими детьми к нам. Я оказался рядом с ним. Он ни с того ни с сего больно ущипнул и толкнул меня. Держал себя, как затравленный волчонок, который огрызается инстинктивно.

30.01.2026 в 12:53


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2026, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама