Конопля
Еще мне сильно запомнилось. На огород в селе обычно давали где-то 60 соток, но у нас он был больше, потому что наверху был сад. Иногда там другие селяне пасли своих коров. Эта земля была как-бы наша и не наша. Огород, там, где было поровнее, мы просили соседа - деда Ивана, и он его пахал. У него была лошадка. А остальное мы должны были сами вскопать. И мы с сестрой Катей копали. На огороде сажали картоплю, фасоль, были грядки помидоров, огурцов, капусты и обязательно целый участок конопли. Конопля вырастала большая, и это была наша одежда, корм и еще много чего. Семена конопли мяли в макитре, разводили водой и получалось как молочко. А стебли мы рвали с кореньями, вязали в снопы и несли к речке. Там эти стебли замачивали. Брали лопатами ил из речки и накидывали сверху. И оно там мокло неделю или две, не помню. Потом эти стебли вытаскивали, сушили. У нас была такая "бетельня". Туда кладешь стебли и стукаешь ручкой. И получается, что кострыца (шелуха) отлетает в сторону, мы потом ее использовали вместо дров. Топить было нечем. Мы вычищали коровий навоз и руками месили эту кострыцу с навозом. Делали такие кирпичики и ставили вдоль хаты. Они высыхали на солнце, и этим кизяком мы топили зимой и грубу (лежанка), и печку. Кроме этого, еще топили ботвой от картошки. Перед этим мы ее сушили под стрихой (навесом), а потом брали и топили печь.
Так вот, когда кострыца отлетала, оставалось конопляное волокно. И эти мычки (волокна) мы трепали. У нас в хате были две прялки. Мы ложили на деревянный гребень в прялке эти волокна и пряли пряжу (нити). Нити должны были быть тонкими. Когда нити грубые получались, то их тоже пряли. Это называлось вал. Шло на одеяла, покрывала, дорожки. А тонкие нити шли только на рубашки. Где-то в декабре, когда управлялись с огородами, вносили в хату верстак. Это такой ткацкий станок. Он занимал полхаты, и мама на нем ткала. Кидает челнок туда-сюда. Так получалось полотно. А нити что были погрубее, красили в луковой шелухе или где-то доставали пачечку краски зеленой там или красной. И шили из них покрывала, скатерти, полотенца. С конопли мы одевались. Вот такая была трудная работа, чтобы были мы одеты и обуты. К весне верстак (ткацкий станок) выносили из хаты, и он висел на стене хаты под стрихой на больших гвоздях.
Конопляное полотно получалось сероватым. Поэтому, когда приходило лето, и начинало печь солнце, мы выносили конопляную ткань на берег речки. Она была порезана на рулоны 10-20 метров. Там у нас был колодец. Мы набирали в нем ведро воды, макали в него рулон ткани и потом расстилали ее на траве. Бабушка нам наказывала: - Глядыть, стережить, бо гуси ходят. Не дай Бог насеруть на полотно, будет тогда дило! Ткань на солнце белела. После этого мы ее снова сворачивали в рулоны. В хате у нас стояла скрыня, и туда мы складывали ткань. По тем временам это было большое богатство, наше с Катей приданое.