20 августа 1938 года
Федька поймал двух лягушат. Сначала углядел их в ручье и прибежал к маме. "Мама, дай мне скорее банку, я лягушек поймаю и сразу в банку посажу, чтобы они не замучились!" Схватил банку и лезет в окно. "Ты зачем в окно, а не в дверь?" "Я окружным путем, мама, чтобы их не спугнуть". Вылез и крадучись пошел к ручью, сидел там довольно долго, потом мама слышит крик восторга, бежит, а в банке два лягушонка болтаются. "Смотри, мама, какие маленькие и симпатичные". Положили в банку травы, налили воды, а Федя ещё, когда мама вышла из комнаты, сунул в банку краюху хлеба. "Это чтобы они не страдали от голода. Правда, им уютно, мамочка?"
Мечтает о том, как он привезет лягушат в Москву, бабе в подарок. Надо будет маме как-нибудь поумнее их ликвидировать, а то вдруг издохнут, жалко Федю, он очень огорчится.
21 августа 1938 года
Федя с папой поймали гигантского зелёного кузнечика. Принесли его домой и пустили в комнате прыгать. Мама была против этого и советовала кузнечика выпустить на волю. Маму не послушались, пошли с кузнечиком на террасу. Он, бедняга, устал и выглядел очень уныло, но папа с Федей никак не хотели с ним расстаться. Когда они забавлялись с ним на террасе, подскочила курица и кузнечика слопала. Федю это потрясло. Чувствует, что он был причиной гибели. Горько плачет, приговаривая: "Как ему хорошо было бы на волюшке. Зачем, зачем мы его не выпустили? Несчастный, несчастный, бедный кузнечик. Я его никогда не забуду!"
22 августа 1938 года
Последние дни увлечён верховой ездой. Подружился с Азаном - карачаевским мальчишкой лет пятнадцати. Азан работает конюхом в колхозе, и три лошади стоят у него в сарае. Вечером Федя бежит, как только увидит Азана с лошадьми, к нему. Азан сажает его на лошадь и катает по улице. Держится Федя на лошади хорошо, сидит прямо и, конечно, очень доволен.
Мы же собираемся в поход через горы к морю. Мама стирает, моет, чистит. Федюшка усиленно ей помогает: залезает в ручей, усядется там и ну начищает кастрюлю.