10 августа 1938 года (Теберда)
Мама с папой продолжают увлекаться волейболом, Федор же чувствует к нему большое отвращение. Да и не мудрено, каждый вечер его тащут на площадку, где он должен заниматься сам как угодно и чем угодно. Правда, мама обычно захватывает его автомобиль и совок (единственные его игрушки в Теберде). Федя сначала настраивается благодушно: "Я вам не буду мешать. Играйте! Я умный".
Бегает за мячом, гоняет телят или благонравно сидит под деревом и смотрит на игру, но долго выдержать не может, начинает тихонько хныкать, если это не помогает - хнычет громче, тоже никакого толка. Тогда Федор переходит к решительным действиям - бросается на площадку и начинает, несмотря на крики и толчки, ловить маму и папу за ноги. Мама долго не может выдержать Фединого плача, бросает игру, берет Федюшку на руки и начинает объяснять, как ей хочется поиграть ещё хоть немножечко. Федя смягчается: "Ну давай, мамочка, автомобильчик. Я поиграю, и ты иди играй!"
Начинает играть и, как всегда, очень увлекается. Обязательно ему надо возить автомобиль по самой площадке. Никакие уговоры не помогают. Очень упрям. "Ну и давите меня, я не заплачу. Тут дорога хорошая и песчаные разработки тут - видите, песок накладываю. Никак уйти отсюда не могу!" И только после папиного строгого приказания с тихими слезами уходит в сторону. Обычно мама бросает игру и идёт с Федей домой, а папа остается играть. И мама, и Федя очень любят побыть в одиночестве. Мама кипятит чай и прибирает комнату, а Федя играет. На улице делается совсем темно, в комнате горит свечка, тепло и очень уютно. В окно слышны голоса и пение - это возвращаются ярые волейболисты. У мамы уже готов чай и варенье, которое мама варит к каждому чаю за неимением посуды.