Въехав снова на территорию Штатов, поезд медленно прошел мимо нескольких улиц городка Ниагарские Водопады (Niagara Falls) и остановился наконец у настоящего воксала. Здесь я бросил вагон и поехал в гостиницу «Катаракт» (Cataract House), стариннейшую и лучшую в городе; она основана еще в 1814 году и служит, как оказалось, местом, где останавливаются новобрачные. Дело в том, что у американцев как бы вошло в обычай проводить медовый месяц на Ниагаре, среди вечного грохота этого величайшего водопада. Немудрено, что, несмотря на ранний час утра, я застал в столовой за завтраком множество молодых и хорошеньких дам. Из окон столовой видны Верхние стремнины, и все разговоры, понятно, вращались на чудесах Ниагары.
Река Ниагара[1], составляющая проток между озерами Эри и Онтарио, течет приблизительно с юга на север и имеет около 50-ти верст длины. Уже у города Буффало, где она вытекает из озера Эри, река имеет полверсты ширины и течет по плоскогорью. Ниже она разделяется на два почти равные рукава и обтекает огромный остров Большой (Grand Island), после которого соединившиеся рукава поворачивают на запад, и тут скорость течения постепенно возрастает. До сих пор берега реки плоски и не поднимаются выше 4–5 саженей. Против городка Ниагарские Водопады в русле лежит несколько островков; между ними река обращается уже в ряд бешеных стремнин, а у Козьего острова вся масса воды сливается водопадами, причём правый, Американский водопад обращен почти прямо к западу, а левый, Канадийский — к северу. От водопадов вниз река течет снова прямо на север и до городка Льюистона (Lewiston), на пространстве десяти верст, сравнительно узка, от 100 до 200 саженей, но чрезвычайно глубока и заключена в мрачном ущелье. У Льюистона известковые пласты образуют естественный и общий уступ, за которым река последние десять верст течет опять в плоских берегах и у форта Ниагара впадает в озеро Онтарио.
Падение реки Ниагары в разных местах видно из следующих цифр: разность уровней озер Эри и Онтарио равна 336 футам; из них падение на пространстве от истока до начала стремнин, т. е. на протяжении 30 верст составляет всего 15 футов; в стремнинах выше водопада, на протяжении 2-х верст, падение составляет 65 футов; затем следуют водопады, высотою 161 фут, после которых на Нижних стремнинах падение составляет 88 футов; наконец на последнем участке от Льюистона до озера Онтарио падение опять весьма слабое и составляет всего остальные 7 футов.
Ляйелль и другие геологи, изучавшие долину реки и замеченное постепенное отступление водопада к истоку, пришли к заключению, что некогда водопад был на уступе плоскогорья у городка Льюистона и, отступая, подойдет наконец к самому истоку — к озеру Эри. Тогда всё это озеро, имеющее в настоящее время глубину в 210 футов, обмелеет, и получится новая географическая картина: в нынешнем проливе у Детруа будут стремнины, от которых пойдет непрерывная река до самого озера Онтарио. Но когда это случится и долго ли человечество будет наслаждаться роскошным зрелищем водопада? Сперва полагали, что водопад отступает со среднею скоростью 3-х футов в год; ныне Богарт (John Bogart), изучая точные съемки 1842 и 1879 г., пришел к заключению, что отступление обоих водопадов совершается неодинаково. Американский, имеющий меньше воды, отступает в год, в среднем, только на 7,68 дюйма, Канадийский же, через который изливается главная масса реки, отступает ежегодно на 26,16 дюйма. При этом, в течение указанного 38-милетнего промежутка времени, длина гребня Американского водопада постепенно уменьшилась на 20 футов и равна ныне всего 1080 футам. Длина же гребня Канадийского, подковообразного водопада непрерывно увеличивается и, вместо 2260-ти футов в 1842 году, оказалась в 1890 году уже 3010 футов (без малого верста). За это время Американский водопад срезал 32 900 кв. футов скалы, а Канадийский — 275 400 кв. футов. Если исходить из этих цифр, то оказывается, что водопад начал свою могучую работу по прорытию ущелья около 36 000 лет тому назад, а окончит ее, т. е. подойдет к озеру Эри, через 70 000 лет. Конечно, цифры эти гадательны, так как отступление водопада совершается не равномерно, а периодическими обвалами. Дело в том, что толща плоскогорья к северу от озера Эри состоит из мощного слоя твердого известняка силлурийской формации, под которым залегают более мягкие пласты глинистых сланцов. Эти мягкие пласты подмываются водою гораздо быстрее верхнего известняка, отчего профиль скалы под водопадом представляет выступающий вперед карниз, и это дает водопадам их величественный вид вертикальных водяных стен. По мере размывания глинистых сланцов, лежащий на них слой известняка, не имея достаточной опоры, обламывается огромными кусками, иногда уносимыми течением вниз, а иногда остающимися у подножья водопада, как, например, те грозные и всегда окутанные водяною пеною скалы под Американским водопадом, которым дали поэтическое название «скал веков» (Rocks of ages). Такие обрушения кусков верхнего известняка происходили иногда на глазах зрителей и сопровождались страшным грохотом и потрясением берегов, как бы во время сильных землетрясений. Но довольно научных подробностей; приступаю к изложению моих личных впечатлений при посещении отдельных пунктов Ниагары.