Первая фестивальная неделя пришла к завершению, и я заполучил гору замечательных кинокартин и вместе с этим много изумительных сведений. Сведения те сообщил Олег. Оказывается, он, отсмотрев фильмы в "Звёздном", не ехал домой, а отправлялся в другие фестивальные кинотеатры, стараясь "стрельнуть" там лишний билетик. И хотя на кинофильмы он не попал, зато узнал много, чего любопытного о кинофестивале и его обширнейшей программе. И он поведал.
Фестивальные фильмы помимо десяти кинотеатров и Лужниковского дворца спорта крутят ещё в некоторых домах творческой интеллигенции. И там большей частью пускают такие кинофильмы, которые потом нигде не показывают, и которые в наш кинопрокат никогда не попадают. Зрители в те дома творчества проходят не по абонементам, а по разовым билетам, и они с ними ни за какие деньги не расстаются. А ещё среди десяти фестивальных кинотеатров есть один особый, где тоже показывают исключительные кино—картины. Только этот кинотеатр маленький, и абонементы туда распределяются по своим людям, и зовётся он — "Иллюзион".
Меня очень поразила информация от Олега. А ещё больше ошеломило то, что в знакомом мне с детства кинотеатре, оказывается, крутят фестивальную программу, и она сильно отличается от других программ фестиваля. Я выказал своё удивление по этому поводу, а Олег мне пояснил:
— А чего ты диву даёшься? "Иллюзион" же относится к Госфильмофонду, вот его директор Дмитриев и выманил для своего подшефного кинозальчика самые лучшие фестивальные картины.
И к большей убедительности своих слов Олег объявил мне название завтрашнего фильма в "Иллюзионе" — "Леди карате". И чтобы уж я совсем перестал сомневаться во всех его высказываниях, выдал:
— "Леди..." нет в фестивальной программе кинотеатров и домов творчества, её только на следующей неделе в "Доме Кино" покажут, и всё!
Все эти новости Олег преподнёс мне в субботу при встрече в "Звёздном". Я их намотал тогда на ус и решил — сегодня же после кинопросмотра отправиться по фестивальным киноточкам, и первым делом, конечно, наметил посетить "Иллюзион". Во второй половине дня я был уже на Котельнической набережной у знакомого кинотеатра. Уткнулся в его фестивальную афишу — и действительно, в "Иллюзионе" прошли такие фильмы, какие в "Звёздном" не показывали. И я укрепился во мнении, что и вправду здесь выставляются кинофильмы недозволительные для массового кинозрителя.
Сегодня в "Иллюзионе" предлагали "Ветер перемен" — Венгрия и "Голубой солдат" — США. Кинокартины эти показались мне любопытными, и я захотел их посмотреть. Время было полшестого, и до вечернего сеанса оставалось два часа. Я побродил по набережной и в начале седьмого вернулся к кинотеатру. А там уже вовсю крутился народ, и было заметно, он ищет себе на предстоящий сеанс лишненький билетик. Я поглядел на этот народ и тоже решил добыть себе лишний билет. Минуло полчаса, и в кинотеатр на вечернюю программу потянулась публика. У неё сразу же взялся выпрашивать свободные билеты народ, крутившийся у кинотеатра. И я, глядя на тот народец, пустился искать себе билетик, но это у меня плохо получилось и по застенчивости, и по неумению клянчить что—либо у незнакомцев.
Время показало семь - пятнадцать, и зритель пошёл в "Иллюзион" беспрерывным потоком. Только тут уже к этому моменту собралось ещё больше безбилетников. Я, чтобы избежать конкуренции, ушёл от дверей "Иллюзиона" к переходу через "Неглинку" и там начал искать билетик у топающего на кинофестиваль зрителя. Билет не отыскал, зато увидел впереди себя мужчину, тоже выпрашивающего свободный билетик, и удалился от перехода на дорожку, ведущую к метро "Таганская". Пройдя метров сто по дороге, встал там. От метро к кинотеатру спешили люди, и я у них попробовал "стрельнуть" "лишненький". Но люди шли мимо меня и билетиком осчастливливать не собирались. Ровно в семь тридцать людское течение иссякло, и я повернул к "Иллюзиону". У его закрытых дверей я увидел собратьев безбилетников, которым, как и мне, не удалось попасть на здешнюю кинопрограмму. Спешить было некуда, и я решил остаться возле "Иллюзиона" и дождаться его второго кинофильма. В голове при этом промелькнул лучик надежды: "Вдруг кто-нибудь из зрителей уйдёт после первого фильма и отдаст свой билет. И я смогу тогда посмотреть второй фильм, который назывался "Голубой солдат", и о котором, кружась здесь, наслышался кое-чего любопытного".
Полтора часа я прослонялся у входа в "Иллюзион". Вернулся к нему, когда уже начало темнеть. Приметил там нескольких безбилетников, которые, как и я, с надеждой дожидались второй кинокартины. Наконец закончился первый фильм, и из кинотеатра на улицу потянулись зрители. К ним тут же бросились безбилетники, топтавшиеся у двери, спрашивая, не уходит ли кто-нибудь из них с просмотра. А зрители покидать кинотеатр и не думали — они, оказывается, просто вышли подышать свежим воздухом. Я не стал обращаться к зрителям насчёт возможного билетика, видя, что их всех уже дотошно опросили по этому поводу. И они постояли ещё пять минут у двери и прошли назад в кинотеатр. И всё. Проход за ними закрыли, и всем, кто остался на улице, можно было расходиться по домам.
Я провёл у "Иллюзиона" четыре часа впустую, и мне было обидно, что столько времени ушло коту под хвост. А тут ещё в голове забрезжила великолепная задумка — попробовать проникнуть в зал "Иллюзиона" через двери выхода, вдруг какая-то не заперта. Одна из них находилась слева в тупичке, а вторая — во дворе высотного здания. Я решил сразу проверить ту дверку, что была во дворе — на неё было больше надежды. И уйдя от входа "Иллюзиона", я обогнул угол высотки и зашёл во дворик. Там завернул налево, не спеша подошёл к двойным иллюзионовским дверям и увидел: они распахнуты настежь. В тёмном проеме, за которым скрывался зал, сидит на стуле мужичок, а за его спиной тихонько пристроился один человечек, и он через голову сидящего смотрит в зальное пространство. Двери располагались сбоку от экрана, и мужичок и человек без помех взирали на то, что там показывали. Я присоединился к парочке, увлёкшейся начатым фильмом, и замер рядом. Страж дверей, сидящий на стуле, окинул меня взглядом, но ничего не сказал и снова уткнулся в экран. И я уставился туда же и отсмотрел желанный мне кинофильм.