В школу в то время принимали с 8 лет. Лето или какое-то время перед школой с мамой мы провели в Чернопенье, там жили и дядя Кома с тетей Нюрой. Мы жили в начале села около церкви, занятой под склад. В Чернопенье мне сделали прививку от оспы, раньше делали три пореза, я плохо перенесла эту прививку, да к тому же меня укусила пчела. От того времени осталось фото. Чернопенье – крупное село, из которого выходили речные лоцманы и капитаны.
Раньше Волга была узкая и в некоторых местах пароходы еле-еле проходили, вот тут и нужны были лоцманы. Я видела раз, как на носу парохода стоял человек с длинным шестом (футштоком) и измерял глубину реки. Пароходы были колёсные. Был пароход «Бирюза», у которого было одно огромное колесо, расположенное сзади. Такой же пароход был снят в к/ф «Волга-Волга».
Вспомнила один факт: перед тем, чтобы пароходу пройти под ж/д мостом, всех людей с палубы сгоняли на вторую палубу, а пароход, вернее капитан, давал три гудка.
В первый класс я пошла в школу № 1 имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург, она считалась образцовой и принимали не всех. Позже она стала школой № 26, в ней я проучилась до 8 класса, а потом в 43 году нас разделили с мальчиками, и мы, девчонки, перешли в школу № 29 на ул. Островского. Ходить туда было далеко, кварталов 9-10.
Запомнился первый класс. Первого сентября нас приняла Кузнецова Мария Николаевна. На каждой парте лежало яблоко и коробка цветных карандашей. Я сидела за одной партой с Лёшей Максимовым. Рита тоже была в этом классе, в школу ходили вместе, сговаривались встречаться на углу Сенного переулка и улицы Вольной (теперь маршала Новикова). Она жила на улице Галичской.
Писали палочки, крючочки карандашом, те, кто писал чисто (чистописание), тот получал ручку и чернила. На перемене выходили в коридор, а он был широкий, и все вместе ходили туда-сюда шеренгой под руку с учительницей, а она вела с нами беседы. А в классе оставались дежурные и наводили порядок: подбирали мусор, проветривали класс. Выбирались санитары, у них была повязка с красным крестом. Она проверяли одноклассников на предмет чистоты рук, ногтей и ушей.
До сих пор у меня сохранился табель успеваемости за первый класс. За первую четверть по арифметике была тройка: не смогла сосчитать 7+8.
Теперь в этом классе находится буфет.
Директором был Гречухин Иван Иванович. На своём посту он был долго.
Второй класс запомнился тем, что нас учили расставлять ударения в словах, и вот в слове «воробей» я поставила ударение над второй буквой «о».
Третий класс не помню, четвёртый запомнился диктантом на экзамене, где было слово «зонт», вместо «т» я написала «д». Получила «4».
В пятом классе нас встретила классный руководитель Миловидова Татьяна Михайловна. Она стояла у дверей в класс и мы гуськом входили в него. Была она в вышитой кофточке и чёрной юбке, с косой, уложенной на голове. Она вела нас до 7-го класса, а в 8-ом мы ушли в школу № 29. Она осталась с мальчишками.