автори

1559
 

записи

214978
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » duc_de_Navailles » Мемуары герцога де Навайля - 20

Мемуары герцога де Навайля - 20

15.07.1651
Париж, Франция, Франция

1651

 

После нашего возвращения в Париж фрондеры, не ожидавшие столь крупных успехов королевской армии, замыслили удалить господина кардинала от двора и выступили в поддержку опальных принцев. Покидая столицу, он оказал мне доверие, посвятив в один свой план, настолько тайный, что я не открылся даже мадемуазель де Нейян, хотя не сомневался ни в ее сдержанности, ни в расположении ко мне. Это едва не привело к размолвке между нами, однако в конце концов я сумел убедить ее, что не имею права разглашать чужие секреты, и она успокоилась.

Когда господин кардинал прощался с королевой, то представил и особо рекомендовал ей меня. Затем он уехал, и я некоторое время сопровождал его; достигнув Гаврской дороги, он отослал меня обратно в Париж, велев передать государыне, чтобы она нипочем не освобождала принцев, кто бы за них ни просил, - хотя бы и люди, за которых он лично перед ней ручался. Кроме того он распорядился повидать министров и оказать поддержку господину де Праделю и господину де Польяку - людям достойным и преданным королю: один командовал Пикардийским, а другой Пьемонтским полком, и оба пользовались большим авторитетом в пехоте. Господин герцог Орлеанский как наместник королевства стремился во что бы то ни стало приобрести влияние в армии, и я был очень рад, когда названные офицеры заняли посты, на которых мне и хотелось их видеть.

На другой день меня предупредили, что от королевы настойчиво требуют приказа об освобождении принцев, и, самое неприятное, передать его должен господин де Бар. Я тотчас отправился к ее величеству, сказал, что такое решение очень удивило бы господина кардинала и настоял на отсрочке передачи приказа на четыре дня.

- Милый Навайль, - ответила она, - но ведь он сам рекомендовал мне тех людей, которые попросили меня об этом и примирили с герцогом Орлеанским.

Я известил о случившемся господина кардинала, и его словно громом поразило. Три дня спустя я по просьбе королевы навестил его; принцы уже получили свободу - я повстречал их в трех лье от Гавра. Он велел мне немедля возвращаться в столицу к ее величеству, а затем прибыть в Ретель, куда как раз направлялся. Когда я доложил королеве о его здоровье, настроении и намерениях, а затем дерзнул заговорить о своем будущем супружестве, она находилась в превосходном настроении и милостиво произнесла, что одобряет мой шаг, пообещала возвести моего отца в достоинства герцога и пэра, а ту даму, которая станет моей супругой, назначить хранительницей гардероба будущей королевы Франции. Я бросился к мадемуазель де Нейян, чтобы поделиться новостями, - она вовсе не рассердилась, и мы решили пожениться, но тайно, опасаясь, что фрондеры, узнав об этом, захотят отомстить мне и удалят ее от государыни.

Двумя днями позднее господин де Бетюн, явившись ко мне, объявил, что якобы мое пребывание в Париже вызывает подозрения и спросил, может ли взять с меня слово ничего не предпринимать против господина коадъютора. Я ответил, что ни о чем таком и не помышлял, а в Париже нахожусь ради устроения личных дел; будучи верен королеве, я не вправе дать такие ручательства, но убежден, что она далека от намерений каким бы то ни было способом повредить господину коадъютору.

После заключения брака я побывал в Ретеле у господина кардинала; тот не пожелал, чтобы я следовал за ним дальше, мне пришлось вернуться обратно в столицу и жить, почти не показываясь на людях. А он поехал в Брюссель, где, впрочем, пребывал в постоянной тревоге из-за известий, будто испанцы и лотарингцы замышляют против него. Узнав от меня о последних событиях, он воскликнул, что хотел бы оказаться во Франции, пусть даже в таких краях, которые не менее отстоят от Парижа, как и место его нынешнего изгнания, - и если гарантии, которые я представлю от его имени, удовлетворят герцога Орлеанского, обязуется даже не приближаться к столице, как бы ни желал этого.

О бедственном положении господина кардинала я поведал королеве, крайне расстроив ее, - а также некоторым людям из его окружения, многим ему обязанным, - однако получил в ответ лишь молчание и, убедившись, что помощи от них ему не дождаться, был неприятно поражен их неблагодарностью. Отправившись в Люксембургский дворец, я поднялся в покои господина герцога Орлеанского, когда тот заканчивал одеваться перед выходом, приблизился и с поклоном спросил, не может ли он оказать мне честь и выслушать меня. Он предложил пройти к окну, и я сказал, что беру на себя смелость коснуться вещей, способных его удивить, но верю, что столь могущественный и великодушный принц не осудит мое стремление заступиться за господина кардинала, который так много сделал для меня. Я поведал ему, как тот подавлен и добавил: кажется, к чести Франции не служит, чтобы брат короля, которого покойный государь на смертном одре поставил во главе Совета, до такой степени находился под влиянием своих врагов; я принес ручательства нескольких знатных особ, занимающих в королевстве высокие посты, что господин кардинал без его соизволения не только не станет заниматься государственными делами, но даже не покажется при дворе. Было понятно, что Месье тяготится разговором; он сказал, что согласен с моими просьбами, но им решительно воспротивятся члены парламента, и если он воздаст справедливость кардиналу, то навлечет на себя ненависть всей Франции. В это время вошли коадъютор и господин де Шавиньи, и Месье покинул меня ради них. Думаю, именно они и преподнесли мне подарок, которой я ожидал: через три часа Месье умолял королеву удалить меня; в то же время я получил приказ покинуть Париж. До моего отъезда ее величество пожелала меня повидать и через мадемуазель де Нейян, пользовавшуюся ее доверием, велела сообщать обо всем, что бы со мной ни произошло. Я отправился в Бапом, откуда иногда наведывался в Париж инкогнито; королева принимала меня тайно, ибо была окружена людьми, пользовавшимися любым случаем, чтобы уязвить господина кардинала, и я восхищался ее беспримерному терпению.

Принц [Конде] собрал в Гиени большую армию. Королева через совет министров распорядилась идти на выручку провинциям, которым угрожала опасность и отправилась в Фонтенбло, где готовили войска для похода в Гиень. Командовал ими господин граф д'Аркур - ее величество возвратила меня из ссылки служить у него в чине генерал-лейтенанта. Я испросил дозволения известить о своем назначении господина кардинала и отрядил к нему одного дворянина. Его преосвященство ответил, что дела окажутся совсем плохи, если я покину нынешний пост и что в своем письме он умоляет королеву поручить командование, которым она меня удостоила, кому-нибудь другому. Так и было сделано: двор отправился в Пуатье, а я - обратно в Бапом.

Чин за мной оставили, но на службу не звали, ибо этого не хотел Месье, утверждавший, будто я устрою в войсках заговор и что я слишком предан Мазарини, чтобы на меня можно было полагаться. Действительно, я всегда шел по жизни прямой дорогой, хотя немало встречал людей, пытавшихся делать мне неблаговидные предложения. Я обратился к Месье с просьбой побыть генерал-лейтенантом хотя бы день, чтобы подтвердить свой чин. Ему очень не хотелось соглашаться, но ходатайство мадемуазель де Нейян, про замужество которой он не знал, наконец побудило его уступить и дать мне пресловутое разрешение. Не преминув им воспользоваться, я немедля вернулся в Бапом.

В письме, полученном мной некоторое время спустя, господин кардинал предлагал мне приехать в Динан (куда перебрался, считая, что там безопаснее, нежели где бы то ни было) и по возможности позвать с собой графа де Брольо. Для нас обоих исполнить этот приказ, не подвергая себя риску, было довольно трудно, ибо, командуя пограничными гарнизонами, мы не могли покинуть пределы королевства без разрешения. Господин де Брольо боялся, что если будет захвачен испанцами в плен, те не преминут расквитаться с ним за большие контрибуции, которые он прежде взимал с Фландрии; я тоже был недалек от подобных предчувствий. Мы договорились встретится в Аме и дальше следовать вместе. Добравшись до Рокруа, мы узнали, что дальнейшая дорога чрезвычайно опасна, и во всех городах по пути стоят испанские гарнизоны - нам советовали ехать скрытно, но я возразил, что скорее продолжу путь в одиночку, и тогда вызвались многие желающие меня проводить. К счастью, нам удалось прибыть в Динан благополучно и застать господина кардинала замечательно невозмутимым - за игрой в кегли со своими домочадцами. Он очень обрадовался и, наговорив при встрече множество похвал, перешел к сути дела, ради которого вызвал нас: королева всегда хорошо к нему относилась, но она окружена людьми, ненавидящими его и думающими только о том, чтобы занять его место, - они способны даже погубить его, если он не вернется ко двору как можно скорее, поэтому нужно действовать без промедления. Он добавил, что одолжил одному немецкому князю пятьдесят тысяч экю для набора войск, но был им обманут; что, ссудив короля четырьмя миллионами, сам остался лишь с малой толикой драгоценных камней и едва ли тридцатью тысячами экю наличных, которых вряд ли на что-то хватит. Мы начали разрабатывать план для его возвращения. В дело решили посвятить маршала д'Окенкура, поручив ему командовать всеми войсками, которые мы соберем, - но поскольку с недавнего времени он зависел от партии принцев, я привлек его на свою сторону, дав десять тысяч экю, дабы он мог должным образом подготовить свой полк и набрать дополнительно некоторое число драгун. Господа маршалы де Грансе, де Ла Ферте и д'Омон предоставили нем по гвардейской роте. К нам примкнули господа де Монтежё, Фабер и некоторые другие офицеры. В моем распоряжении находились кавалерийский и пехотный полки. Пехотный - один из малых старых полков - накануне получил приказ идти на зимние квартиры в Анжер и был уже довольно далеко, но я отписал своим офицерам и они быстро вернули его обратно в Шампань. Пехотинцев у меня было восемьсот, а всадников - триста человек: это была лучшая часть нашего более чем трехтысячного воинства. Через шесть недель мы завершили приготовления и выдвинулись в окрестности Седана, где к нам присоединился господин кардинал.

Мы ожидали, что столкнемся в походе со множеством трудностей. Был конец ноября, и нам предстояло переправиться через пять крупных рек, совсем не зная тех местностей, где пролегал наш путь. Превосходившие по численности войска Месье угрожали нашей экспедиции, а парламент отправил по провинциям своих советников, чтобы восстановить против нас население. Тем не менее, мы благополучно прибыли в Пуатье, не встретив никакого сопротивления. В это время Анжер поднял против короля оружие, и господин де Роган подошел на выручку этому городу во главе двенадцати сотен регулярной пехоты и трехсот всадников, которыми командовал господин граф де Риё.

 

 

Примечания: 

 

 

1651

 

Покидая столицу... - 6 февраля 1651 г.

 

Господин де Прадель - Франсуа де Прадель (ок. 1621-1690), с 1638 г. лейтенант, а с 1640 г. - капитан в Пьемонтском полку; с 1645 г. лейтенант, а с 1647 г. - капитан гвардии; отличившись в сражении при Ретеле, получил чин полевого маршала; с 1657 г. - генерал-лейтенант, с 1664 г. - губернатор Бапома, с 1667 г. - полковник-лейтенант гвардии, с 1672 г. - губернатор Сен-Кантена.


 

Господин де Польяк - Марк де Куньяк (ум. в 1678 г.), сеньор де Польяк; около 1647 г., будучи капитаном в Беарнском полку, перешел на ту же должность в Пикардийский полк и в сражении при Ретеле как капитан с наибольшим стажем службы командовал этим полком; в 1654 г. получил командование гвардейской ротой.


 

...один командовал Пикардийским, а другой Пьемонтским полком... - Снова ошибка Навайля: полковником Пикардийского полка с 1643 по 1653 гг. был Шарль, маркиз де Ла Вьевиль, а Пьемонтского в 1644-1654 гг. - Анри Франсуа, маркиз де Вассе.


 

Господин де Бар - Ги де Бар (ум. в 1695 г.), был тюремщиком принцев-фрондеров в Венсенском замке, а впоследствии сопровождал их в Маркусси и Гавр; впоследствии - генерал-лейтенант, губернатор Амьена и великий бальи Пикардии.


 

...тех людей, которые попросили меня об этом... - Навайль не называет имён, но речь идет о де Сервьене и де Лионне, действительно пользовавшихся доверием Мазарини, однако в период Фронды пытавшихся отмежеваться от него.


 

...принцы уже получили свободу... - 13 февраля 1651 г.


 

...пообещала возвести моего отца в достоинства герцога и пэра... - Это обещание, вне всяких сомнений, было дано гораздо раньше, поскольку отец Навайля получил титул герцога де Лаведана 12 мая 1650 г., а в достоинство пэра Франции был возведен в декабре 1650 г.


 

...хранительницей гардероба новой королевы Франции. - В оригинале dame d'atour; новая королева Франции - будущая супруга Людовика XIV; в 1659 г. ею стала испанская инфанта Мария Терезия.


 

...мы решили пожениться... - Свадьба состоялась 20 февраля 1651 г.


 

Господин де Бетюн - Ипполит де Бетюн (ок. 1618-1665), один из сторонников принцев-фрондеров; отец видного французского религиозного деятеля Ипполита де Бетюна (1643-1720), епископа Верденского.


 

Господин коадъютор - Жан Франсуа Поль де Гонди (1613-1679), известный впоследствии как кардинал де Рец, с 1643 г. коадъютор Парижской епархии, кардинал с 1652 г. Примыкал к Фронде. Автор известных многотомных "Мемуаров", освещающих события Фронды и последующих лет.


 

Господин де Шавиньи - Леон де Бутилье (1608-1652), граф де Шавиньи, государственный секретарь по иностранным делам, дипломат; в период регентства и Фронды - противник Мазарини.


 

...и отправилась в Фонтенбло... - Двор прибыл в Фонтенбло 27 сентября и оставался там до 2 октября 1651 г.


 

...двор отправился в Пуатье... - 30 октября 1651 г.


 

Динан - город в Бретани (современный французский департамент Кот д'Армор).


 

Граф де Брольо - Шарль (Карло) де Брольо (ум. в 1702 г.), граф де Сентена, маркиз де Дорман, генерал-лейтенант королевской армии.

 

Ам - город в Пикардии, на левом берегу Соммы (современный французский департамент Соммы).


 

Рокруа - город и крепость в Шампани, на границе прежних Испанских Нидерландов (за характерные очертания линии крепостных укреплений впоследствии получил прозвание Город Звезды), современный французский департамент Арденны. Известен благодаря сражению за освобождение крепости от испанской осады, произошедшему здесь 19 мая 1643 г.


 

Маршал д'Окенкур - Шарль де Монши (1599-1658), маркиз д'Окенкур; один из военачальников правительственных войск, впоследствии перешел на сторону фрондеров принца Конде и погиб, сражаясь в составе объединенных сил испанцев и прица Конде в битве при Дюнкерке.


 

Маршалы де Грансе, де Ла Ферте и д'Омон - Жак де Руссель-Медави, граф де Грансе (1603-1680), маршал Франции с 1651 г., О маршалах де Ла Ферте и д'Омоне см. примечания к 1650 г.


 

...господа де Мондежё, Фабер... - Жан (Иоганн) де (фон) Шуленберг (ок.1597/98-1671), граф, впоследствии маркиз де Монтежё, французский военачальник, потомок старинного прусского рода, уроженец Седана. Посвятив себя профессии военного, участвовал в Тридцатилетней войне; с 1639 г. - полевой маршал, с 1650 - генерал-лейтенант. 16 июня 1658 г. за победы в войне с испанцами и принцем Конде получил жезл маршала Франции. Абраам де Фабер д'Эстернэ (1599-1662) - генерал-лейтенант, с 1658 г. - маршал Франции, в дальнейшем наместник княжества Седан.


 

...более чем трехтысячного воинства. - Данные о численности армии, собранной Мазарини для похода во Францию в начале зимы 1651/52 гг., в разных источниках варьируются и иногда разнятся более чем наполовину.


 

...в окрестности Седана, где к нам присоединился господин кардинал. - 24 декабря 1651 г.


 

...отправил по провинциям своих советников, чтобы восстановить против нас население. - Известны имена советников дю Кудре-Женье и Бито. Последний был схвачен войсками кардинала в окрестностях Санса и пленником отправлен в замок Лош.


 

...мы благополучно прибыли в Пуатье... - 28 января 1652 г.


 

...Анжер поднял против короля оружие... - В конце декабря 1651 г.


 

Господин де Роган - Анри де Шабо (1616-1655), по браку - герцог де Роган, во время Фронды один из видных сторонников принца Конде.


 

Граф де Риё - Франциск Лотарингский (1627-1694), граф де Риё, один из сыновей Карла II Лотарингского, герцога д'Эльбёфа.

09.05.2025 в 23:02


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама