Жизнь среди цветов. Ч. I. Гл. 3.
Трава директора
Фото: Фрагмент газона из полевицы побегообразующей
Практической работы на участке был непочатый край. Нужно было «разгребать завалы» – наводить порядок в существующих коллекциях, которые были запущены, потому что не было за ними должного присмотра. И восстанавливать коллекцию георгин, полностью погибшую в период наводнения 1966 г., и коллекцию гладиолусов, сильно пострадавшую зимой при хранении в неприспособленном помещении.
С первых же дней работы моим любимым занятием стало определение незнакомых растений и поиск в литературе сведений о них. Естественно, что на первых порах незнакомыми для меня были большинство декоративных видов, т.к. в институте мы специализировались по полевым культурам (пшеница, рожь, картофель и т.д.) Помню, как впервые проходя по саду, остановилась в восхищении возле одной из клумб, где рос роскошный экземпляр банана. Но ещё больше, чем это тропическое чудо, меня поразила куртинка нежно-зелёной травы, которая покрывала почву под кустом банана. По словам одного из сотрудников сада, её привёз из Москвы директор, но как она называется, никто не знал. С тех пор этот чудесный зелёный коврик мы прозвали «травой директора».
«Трава директора» запала мне в душу. Пришлось просмотреть много справочной литературы, прежде чем смогла точно определить название очаровавшего меня растения – полевица побегообразующая (Agrostis stolonifera, syn. A. stolonizans). С тех пор и на протяжении многих лет полевица побегообразующая стала объектом моего пристального внимания. Как оказалось, она изучается во многих ботанических учреждениях и уже рекомендована в качестве газонной травы для регионов России, но в южных республиках была редкостью.
Полевица побегообразующая хорошо размножается вегетативным способом, и в короткий срок на коллекционном участке мне удалось заложить опытный газон. А через год огромный изумрудно-зелёный, плотный и ровный ковёр из полевицы уже красовался на центральной аллее сада. В условиях Таджикистана, где летом господствует изнурительная жара и предельная сухость воздуха при совершенном отсутствии дождей, такой зелёный травяной ковёр был просто чудом.