автори

1429
 

записи

194761
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » sebasov » Последний бой 8-го ОШБ на Курской дуге

Последний бой 8-го ОШБ на Курской дуге

15.07.1943
Поныри, Курская, Россия

Хочу, чтобы читатель хоть краешком своей души прикоснулся к героической и трагической судьбе 8-го офицерского штрафного батальона, который много раз погибал, стоял насмерть "и победил, пройдя тяжкий путь от Сталинграда до Берлина.
     Более пятидесяти лет эта тема была закрыта для печати. Офицерские отдельные штрафные батальоны были созданы по приказу И.В. Сталина № 227 от 29 июля 1942 г. «Ни шагу назад!». Направлялись туда офицеры по приговору военного трибунала или по приказу высшего командования (выше командира дивизии). Рядовые и сержанты составляли отдельные штрафные роты, не входящие в отдельные штрафбаты.
     Телесериал «Штрафбат» по сценарию Володарского, где воюют бандиты, убийцы, насильники и прочие уголовники, является грубейшей фальсификацией. У миллионов телезрителей сложилось совершенно превратное впечатление о штрафниках. На самом деле это были разжалованные офицеры. Пусть и в солдатских ботинках с обмотками, в вылинявших гимнастёрках, но это были офицеры и честью своей они дорожили.
     Впервые правду о штрафбатах написал генерал А.В. Пыльцын в своих книгах «Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошёл до Берлина» (С.Петербург, 2003) и дополненная архивными данными «Правда о штрафбатах» (Москва, 2007). Сам Александр Васильевич, будучи лейтенантом в этом батальоне командовал взводом, а затем ротой штрафниковавтоматчиков. Неоднократно ходил с ними в атаку, был трижды ранен (два раза — тяжело).
     По мере успешного наступления от Сталинграда до Курска нарушений не было, а потому и пополнения батальон не получал. Мало кому известно, что офицеры, бежавшие из плена, и офицеры, оказавшиеся в окружении, не сумевшие догнать фронт и поэтому вынужденно оставшиеся на оккупированной территории, направлялись в штрафбат по решению «троек» без суда и следствия. Вот как описывает А.В. Пыльцын момент начала формирования батальона: «...а вот бывших военнопленных тогда не было. Они в значительном количестве появились Позже». По данным Госархива, в сформированном под Курском 11 мая 1943 г. 8-м ОШБ «в числе бойцов переменников (штрафников) находилось только 39 по приказу высшего командования, 207 — по приговору военного трибунала и 452 — бывших в плену и в окружении (почти 65%) — вот они, оказывается, и были тогда основной силой штрафбата». В батальоне насчитывалось 698 штрафников и 69 человек постоянного состава (не штрафников). Именно этот 8-й отдельный штрафной батальон Центрального фронта 11 мая 1943 г. занял окопы на Курской дуге под Понырями — Малоархангельском и отбивал удары немцев от начала и до конца. Срок пребывания в штрафбате назначался от одного до трех месяцев.
     До 5 июля 1943 года шли непрерывные бои местного значения. После этого гитлеровцы перешли в генеральное наступление. От залпов тысяч орудий и разрывов тысяч бомб задрожала земля. Фонтаны ее высоко поднимались вверх. Стоял такой гул от выстрелов и рева самолетов, что, казалось, лопнут барабанные перепонки. Так продолжалось две недели. Чтобы картина боя была полной, надо добавить к ней и неумолкающий скрежет танковых гусениц, и грохот башенных пушек.
     Казалось, конца не будет этому кошмару. Мы варились в адском котле, находясь в самом пекле Курской дуги. Несмотря на яростные атаки противника, мы стояли насмерть, не уступая врагу ни одного метра земли. Обычные части отходили на 10-12 километров, а наш батальон устоял, после чего был переброшен на другой участок, где шло наступление в сторону Тросны, на Орёл.
     Пройдя ночным маршем 25-30 км, к рассвету 15 июля батальон залёг у какого-то села. Но вот взлетает красная ракета, и поднимается в атаку отчаянный и грозный штрафной офицерский батальон. Над нашими головами в сторону немцев полетели снаряды и мины всех калибров. Оттуда отвечали тем же. Дрожала земля. Немцы, пока сидели в обороне, пристреляли каждый квадратный метр нейтральной полосы и били без промаха. Впереди взрывов меньше, позади — больше.
     Немцы хотят огнём отсечь основную массу атакующих. Скорей бы пробежать эту проклятую нейтральную полосу! Скорее вперёд! Вот мы и добежали до немецких окопов. Нас осталось человек двадцать пять из роты в 150 человек. Немцы испугались штыкового боя, побежали по траншеям подальше в тыл. Но это ещё не конец. Гитлеровцы выкатили орудия на прямую наводку и открыли ураганный огонь по траншеям, которые только что бросили. Здесь я и был ранен. Командир взвода перевязал меня и отправил в тыл, а сам снова повёл людей в атаку, благо, что пришло подкрепление.
     Оборону мы прорвали, высоту взяли, но наш командир взвода героически погиб . У меня: хранится копия приказа №160 от 15 июля 1943 года командира 8-го ОШБ подполковника А.А. Осипова, где поимённо перечислены 84 раненых в тот день (в их числе и моя фамилия) и 55 убитых — всего 139 человек. А ведь это пятая часть всего батальона, и только за один день!
     В книге А.В. Пыльцына читаем: «Да ещё за неделю боевых действий в списке погибших оказалось 53 и пропавших без вести 23 переменника». Как видим, раненые не. в счет. В последнем приказе о боевых действиях батальона на Курской дуге № 167 от 2 августа указано, что отчислены из батальона 159 раненых, 88 погибших смертью храбрых и 68 досрочно освобождённых за боевые отличия. Таким образом, за две недели наступления (с 15 июля по 2 августа) погибших и пропавших без вести оказалось 219 человек, не считая тех, кто был убит под Понырями.
     В газете «Красная звезда» (16.06.2006) в статье «Искупление кровью» её автор А. Мороз называет число раненых офицеров — 375. Учитывая, что во время оборонительных боёв под Понырями были убитые и раненые, на 2 августа из 698 офицеров осталось в живых только 68, которые и были освобождены досрочно. А 630 офицеров, погибших ранее, искупили свою вину кровью.
     Погибая сам, батальон громил немцев. По данным штаба 8-го ОШБ от 19 сентября 1943 г., во время наступления было уничтожено 450 немецких солдат, 41 унтер-офицер, 12 обер-офицеров. Итого, только убитыми Немцы потеряли 504 Человека.
     К сказанному следует добавить, что до 15 июля под Понырями, когда батальон не отступил, несмотря на жесточайшие атаки, штрафники вывели из строя много немецких солдат и офицеров. Недаром фашисты боялись штрафников.
     Сибирский режиссер А. Голубкин снял документальный фильм под названием «Штрафбатя», использовав материалы из книг А.В. Пыльцына. В нём генерал в отставке Пыльцын и автор этих строк рассказывают о действиях 8-го отдельного штрафного батальона. В 2008 году этот фильм стал дипломантом международного кинофестиваля военно-патриотического фильма в Волоколамске.
                                 Семён БАСОВ, полковник
                                 в отставке, участник Курской
                                 битвы, инвалид войны 1 -й группы
                                 Рассказ напечатан в газете
                                 "Слово ветерана" 14 февраля 2009 г.
                                 под названием "Последний бой
                                 офицерского штрафного батальона"

12.01.2013 в 20:36


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама