Вскоре мне удалось организовать в помещении бывшей московской конторы синода реставрационную мастерскую - первичную ячейку учрежденной вслед за тем "Всероссийской комиссии по делам реставрации", превратившейся впоследствии в "Центральные государственные реставрационные мастерские". Вначале в комиссии принимали участие П.П. Муратов и вернувшийся из плена Н.М. Щекотов, ближайшее же руководство ею лежало на мне. Первые вскоре отошли от этого дела, мало их интересовавшего.
Самым большим делом реставрационной "мастерской", или реставрационного отдела "Главмузея" - он же впоследствии реставрационный подотдел музейного отдела, - было планомерное раскрытие древнейших памятников живописи, византийской и русской, сохранившейся в древних монастырях и церквах. Достаточно назвать только несколько памятников, известных ныне всему миру, чтобы понять значение работ, произведенных за время революции группой подлинных энтузиастов своего дела - реставраторов-практиков и теоретиков.
На первом месте здесь должны быть поставлены икона владимирской богоматери из московского Успенского собора и фрески Дмитровского собора во Владимире, открытые одновременно с фресками Андрея Рублева в Успенском соборе там же специальной реставрационной экспедицией, работавшей во Владимире все лето 1918 года и часть следующего года. Одновременно в Кремлевской мастерской был реставрирован знаменитый чин Благовещенского собора, остатки Рублевского чина из Звенигорода, "Никола из Новодевичьего монастыря. В том же году открыла свои действия реставрационная мастерская в Троицкой лавре, где в течение пятнадцати лет был раскрыт почти весь рублевский иконостас. Позднее мы перебросили часть реставрационных сил в Новгород и Псков, где кроме ценнейших икон были открыты: в первом фрески Феофана Грека, в церкви Спасо-Преображения, во втором - фрески Мирожского монастыря. В дальнейшем открыты значительные фрески рублевского типа в Звенигороде и всемирно известные иконы Оранты, Дмитрия Солунского из г. Дмитрова, Владимирской из Владимира, двух Толгских икон Свенской богоматери, Георгия и Знамения из Новгорода.
Отвлекаемый постоянными поездками, я с 1922 года должен был отказаться от обязанностей заместителя заведующего.