автори

1617
 

записи

225550
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Igor_Grabar » В Академии художеств - 9

В Академии художеств - 9

10.04.1895
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

Академия меня все меньше и меньше привлекала. Я ходил в натурный класс, писал старика Дмитрия, натурщика, позировавшего в юности еще самому Карлу Павловичу, писал по очереди всех других, но не было у меня увлечения, было здесь как-то не по себе, и я места себе не находил. Одна мысль не давала мне покоя, вытеснив все остальные из моей головы и сердца: я задумал ехать за границу. Но как? На какие средства?

В "Ниве" я перешел уже на статьи значительного размера и ответственного содержания: обзоры выставок, биографии знаменитых художников, заметки о прославленных картинах. Они давали мне заработок, достаточный для жизни, тем более что я изрядно заработал на гоголевских книжках и продолжал давать в "Ниву" от времени до времени рисунки, но пускаться на эти деньги за границу было немыслимо.

На помощь мне пришел редактор "Нивы" Алексей Алексеевич Луговой (Тихонов), придумавший мне нечто вроде командировки на европейские выставки. Луговой и Грюнберг насели на Маркса и убедили его в желательности моей поездки. Впрочем, долго убеждать его не пришлось, так как он сам был ко мне достаточно расположен.

Луговой относился ко мне с неизменным доброжелательством до самой своей смерти, делая все от него зависевшее, чтобы облегчить мне возможность совершенствоваться в моей специальности. Будучи в добрых отношениях со всем литературным миром, он умел получать для "Нивы" интересные новинки, а солидный гонорар, заведенный Марксом, этому весьма способствовал. В этом отношении "Нива" находилась вне конкуренции. Луговому удалось высоко поднять литературную ценность приложений к "Ниве", начавших выходить в виде ежемесячника. Сам не блестящий беллетрист, он был начитан, литературно образован и хорошо разбирался в качестве литературного материала. Его высокая фигура с черными вьющимися волосами и черной бородой, вросшей в смуглые желтые щеки, мелькала на всех литературных вечерах, на театральных премьерах, выставках, лекциях. Он завел журфиксы, на которых читались новые рассказы и пьесы и где бывали виднейшие представители петербургских писательских кругов. Он много лет работал над трагедией "Император Максимилиан", не раз делясь ее содержанием и рассказывая о новых задуманных им сценах. Окончив ее, он собрал всех главных театральных деятелей и членов театрального комитета П.И.Вейнберга, Ф.Д.Батюшкова и других. Я также получил приглашение как человек, с мнением которого он считался. Сам он верил, что создал трагедию большого стиля. Помню, какое разочарование испытали все мы, присутствовавшие на этом чтении и столь давно уже подготовлявшиеся симпатичным Алексеем Алексеевичем к слушанию великолепного произведения. Некоторые куски были недурно задуманы и неплохо выполнены, но в целом трагедия совсем не производила того потрясающего впечатления, на которое рассчитывал автор. Да и в самом историческом факте расстрела императора Мексики, послужившем сюжетом для пьесы, нет моментов глубокой, внутренней трагедии, хотя бы отдаленно напоминающей трагедию Дон Карлоса или Эгмонта. Революционная мексиканская толпа, столь красочная, вероятно, в действительности, также не нашла своего отражения, тем более что сочувствие автора лежало определенно на стороне Максимилиана.

Наступило неловкое молчание. Никто не хотел говорить первым. В конце концов пришлось выступить старейшему, П.И.Вейнбергу, голый череп которого ослепительно сверкал под ярким светом лампы, а оставшееся в густой тени лицо с орлиным носом сливалось с огромной седой бородой библейского патриарха. Что он сказал, не помню, но смысл сводился к классическому в таких трудных случаях "с одной стороны - с другой стороны". Мне больно все это вспоминать, ибо я искренно любил Алексея Алексеевича и многим ему обязан, да и человек он был сердечный и неизменно ко мне расположенный. Но уж очень был он тем, что называлось в тогдашних толстых журналах "рыцарем добра и красоты", в средиеинтеллигентском понимании этой формулы журнального либерализма.

05.04.2025 в 16:47


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама