Е. В. Пустошкин и Давыдовка
Говоря о друзьях Николая Васильевича, я опустил его бывшего ученика Ефрема Васильевича Пустошкина. Это потому, что Ефрем Васильевич жил большей частью у себя в имении Самарской губернии Николаевского уезда Давыдовке и бывал в Москве лишь наездами. Тогда он обыкновенно принимал участие в наших собраниях. Но о Пустошкиных и их Давыдовке надо сказать особо.
До нас Николай Васильевич был на кондиции, как тогда говорили, у Пустошкиных в Давыдовке. Он был приглашен туда учителем к сыну стариком Пустошкиным.
Угрюмый вдовец, по своему суровому нраву прозванный "Ханом", старик Пустошкин был человек консервативного склада, расчетливый хозяин, умный и проницательный в оценке людей. Он скоро оценил высокие качества молодого учителя и не без интереса первое время смотрел на оживление, внесенное учителем в монотонную жизнь семьи. При таком его попущении молодежь пустошкинская стала водворять в имении, державшемся крепостнических устоев, всякие культурные нововведения в пользу населения как бы контрабандой, создавая в имении своеобразный режим "просвещенного абсолютизма".
Была открыта для крестьянских детей бесплатная школа, и учительницей приглашена сестра Николая Васильевича -- София Васильевна, получившая высшее образование. Для лечения крестьян была приглашена женщина-врач Анна Андреевна Котляревская, получившая медицинское образование в Швейцарии. С ней поселилась в деревне ее сестра Екатерина Андреевна, которая стала вести среди крестьян работу по распространению сельскохозяйственных и прочих усовершенствований. Она консультировала по разным юридическим вопросам, составляла мужикам прошения и разные бумаги и пр. Всему этому суждено было со временем встретить решительный отпор. Губернатор выселил Е. А. Котляревскую из пределов Николаевского уезда. А "Хан" предложил Софии Васильевне Сперанской покинуть Давыдовку, предписав "инфанту" своему прекратить всяческие начинания "в духе маркиза Позы".