автори

1585
 

записи

221821
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Pavel_Buryshkin » Москва купеческая - 61

Москва купеческая - 61

18.03.1917
Москва, Московская, Россия

Я еще скажу два слова об общем укладе нашей жизни, чтобы дать представление о том, как жили «средней руки» купеческие семьи в Москве, так ска­зать, последние пережитки «темного царства». Уклад нашей жизни был очень простой, лишенный каких бы то ни было внешних проявлений богатства. В до­ме не было мужской прислуги, ели не на золоте и не на серебре. Был самый обыкновенный сервиз от Куз­нецова, но дом наш был «край, где всё обильем ды­шит». Мне до сих пор кажется, что нигде я не ел с таким удовольствием, как у нас дома, а главное ле­том и особенно весною — в Поварове.

Все были очень заняты. Вставали рано, но не в одно и то же время, и уходили по своим делам, вер­нее — по своим школам. Мои обе сестры были «кур­систки»: Шура — педагогичка, Надя — сначала есте­ственница, а затем медичка, на курсах Герье.

Вся семья собиралась за обеденным столом часов около семи вечера. Эти встречи носили своего рода ритуальный характер, так как обычно все были на ме­сте и не любили, чтобы кто-либо отсутствовал. За обедом всегда был кто-нибудь из близких нашей се­мье, чаще всего подруги сестер и некоторые из род­ственников, вернее — родственниц. Всегда ждали от­ца, который приезжал из «амбара», но этим сопри­косновение с «темным царством» и оканчивалось.

Обед был обильный, но вина почти не подавали, а о креп­ких напитках и помину не было. За обедом говорили большей частью о театре. Все были, как часто было в Москве, страстные театралы. Говорили о музыке (сестры учились у Д. С. Шора), о литературе. О по­литике — сравнительно меньше: настроения были все-таки немного разные: одна из сестер была с сильно народническим уклоном и предпочитала не спорить. После обеда расходились. Кто-нибудь, большей ча­стью я, — отправлялся в театр. Раньше, когда были детьми, собирались еще за вечерним чаем. Отец тог­да любил читать вслух книги исторического содержа­ния, вроде «Старой Москвы». Потом это бывало лишь летом, в имении.

Первые две трети своей жизни отец мой занимал­ся лишь своим делом и почти не принимал участия в общественной жизни. После пятидесяти лет он на­чал ею усердно заниматься и хотел вообще от дел отойти, передав их мне, что в сущности, он и сделал, как только я окончил университет. Он стал подолгу летом жить заграницей. Почти совсем не зная ино­странных языков, он отлично умел устраиваться, — жил сначала на курортах, Киссингене или Виши, по­том ездил на какой-нибудь музыкальный фестиваль, особенно любил ездить в Байройт. Раньше, когда я еще не был женат, я обычно сопровождал его, как он говорил, — в качестве переводчика. Благодаря это­му, я ознакомился почти со всей Европой, от сканди­навских стран до Италии. Путешествовать он умел очень хорошо.

11.02.2024 в 21:23


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама