В число переименованных в этой главе партийцев не входят члены лекторской группы, о которых я уже писал. Здесь упомяну только о новых членах лекторской группы, вошедших в нее в "дни свободы" по возвращении из ссылки или из эмиграции.
Шулятиков, Владимир Михайлович -- литератор и лектор по вопросам литературы и философии, с уклоном в примитивный социологизм. Умер в 1912 году. В "Большевике" за 1937 год опубликованы критические заметки Ленина о его книге "Оправдание капитализма в западно-европейской философии".
Никольский Николай Михайлович -- историк, лектор на темы по истории религии и сектантства. Впоследствии поместил ряд статей по истории раскола и сектантства в России в курсе M. H. Покровского "Русская история с древнейших времен". Ныне -- академик Белорусской Академии наук.
Сильвин, Михаил Александрович -- участник первого состава Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", потом был членом примиренческо-меньшевистского ЦК, арестованного в феврале 1905 года на квартире Леонида Андреева. Освобожден из Таганской тюрьмы во время демонстрации 18 октября. После освобождения примкнул к большевистской лекторской группе. Выступал как лектор и агитатор. Был сотрудником всех большевистских сборников и газет в 1905--1907 годах, где писал под псевдонимами: "М. Таганский" или "М. Т.". Ныне -- беспартийный.
Михайлов, Лев Михайлович, приехал из эмиграции, выступал как агитатор и как лектор и литератор по вопросам международной политики и рабочего движения. Впоследствии, в 1910--1914 годах, сотрудничал в "Звезде" и "Правде" под псевдонимом "Политикус". Умер, состоя секретарем "Общества старых большевиков".
Курский, Дмитрий Иванович -- юрист и литератор, преимущественно по вопросам профессионального и рабочего движения. В советское время был с 1918 по 1928 год Наркомюстом и потом полпредом в Италии. Умер в 1932 году.
Никифоров, Лев Львович -- член МК в 1901 году, был сослан в Якутскую область, там принял участие в так называемом "Романовском" вооруженном сопротивлении ссыльных в Якутске. После амнистии в октябре 1905 года возвратился в Москву, был прннят в лекторскую группу; потом был членом окружного комитета, сотрудничал в большевистской печати. Скоропостижно умер в 1907 году, тридцати пяти лет.
На собраниях лекторской группы в "дни свободы" бывало до двадцати пяти человек. Собрания проходили очень оживленно в информациях о текущих событиях и в живых дискуссиях по вопросам момента: о роли Советов рабочих депутатов, об аграрном вопросе (разделе между крестьянами или национализации конфискованных у помещиков земель) {Надо признаться, что большинство членов лекторской группы, во главе с Рожковым, были ярыми "разделистами" и отстаивающих необходимость борьбы при известных условиях за национализацию земли называли эсерствующими.}, об отношении к меньшевикам, эсерам, крестьянскому союзу, о тактике в профсоюзах. Все это было предметом живейшей и горячей дискуссии на заседаниях группы, на которых нередко присутствовали приезжавшие в Москву члены и агенты ЦК (Десницкий, Саммер); они информировали нас о позиции Ленина и ЦК по этим вопросам и прислушивались к высказываниям членов группы.
Один раз, но уже только в марте 1906 года, посетил заседание нашей лекторской группы В. И. Ленин в свой единственный приезд в Москву за время первой революции. На этом заседании, которое происходило на квартире В. А. Жданова на Большой Никитской, в б. доме Элькинд, В. И. Ленин сделал доклад о предстоящем тогда четвертом объединительном съезде партии и о проекте платформы большевистской фракции на этом съезде, но это событие выходит уже за хронологические рамки этой книги.