ГЛАВА XXX
МОСКОВСКИЕ БОЛЬШЕВИКИ В 1905 ГОДУ. ЧЛЕНЫ МОСКОВСКОГО КОМИТЕТА И ДРУГИЕ
В этой главе я хочу рассказать о большевиках, игравших руководящую роль в Москве в течение 1905 года. Более подробно скажу о тех, кого я лично энал в это время.
Прежде всего упомяну о Николае Эриестовиче Баумане. Я уже говорил о его работе в Москве в 1902 и 1904 годах, о представительстве его от Москвы на втором съезде партии, об его аресте "в июне 1904 года. В октябре 1905 года он был выпущен из тюрьмы за несколько дней до всеобщей стачки, был немедленно кооптирован в МК и погиб от руки черносотенца 18 октября.
Он своей смертью запечатлел первую победу революции над самодержавием; на его похоронах выявилась мощь и организованность московского пролетариата.
Важнейшую роль в Москве в 1905 году сыграл, несомненно, Виргилий Леонович. Шанцер (партийная кличка "Марат"). Я был с ним в постоянном контакте, как секретарь лекторской группы, хорошо знал его и видел все многообразие его работы. Он был неизменным руководителем МК, представителем ЦК в Москве в течение почти всего 1905 года, вплоть до его ареста 7 декабря. Он руководил всей работой московской организации; он председательствовал в МК, заведывал бюро ЦК, входил представителем от МК в Федеративный совет социал-демократической партии, входил в исполнительную тройку МК, бывал на заседаниях лекторской группы, редактировал орган МК "Голос труда", а потом орган ЦК "Рабочий"; он руководил боевой работой -- организацией дружин через Д. Д. Гимера. Когда образовался Совет рабочих депутатов, он входил в него как представитель партии большевиков и занимал в нем руководящую роль. Когда нужно было, он выступал, как агитатор. Он давал тон всей идеологической и пропагандистской работе московской организации. Шанцер пользовался большим авторитетом среди московских большевиков. Он был уже старым членом марксистских организаций, одним из первых русских марксистов -- с начала 1890-х годов (в 1905 году ему было тридцать восемь лет -- самый старший по возрасту среди членов МК), был несколько раз арестован, побывал в ссылке. Он вел всю работу, в общем, в твердом большевистском направлении и духе, выполняя директивы, которые давались Лениным в газетах "Вперед", потом в "Пролетарии". Благодаря, в общем, правильному руководству, московская большевистская организация достигла в 1905 году таких больших результатов и стала руководящей российской организацией; она начала всеобщую стачку в октябре, которая разрослась во всероссийскую и привела к первой большой победе над самодержавием, а потом начала вторую всеобщую стачку--в декабре, превратив ее в вооруженное восстание. В эмиграции, в 1909 году, Шанцер примкнул к богдановской группе "Вперед"; он умер в 1911 году от тяжелой болезни мозга.
Вторым виднейшим членом московской организации был Михаил Иванович Васильев-Южин. По образованию юрист, он был лет на девять моложе Шанцера, но все же уже лет десять принимал участие в марксистских организациях; жил некоторое время, в начале 1905 года, за границей, познакомился там с Лениным; сотрудничал в большевистских газетах "Вперед" и "Пролетарий". В июне 1905 года, во время восстания на броненосце "Потемкин", поехал, по предложению Ленина, в Одессу, чтобы объединить революционное движение на юге и вызвать там восстание, но при приезде его в Одессу восстание во флоте было уже ликвидировано, и Васильев направляется в Москву; здесь он вскоре кооптируется в МК и работает в Москве до своего ареста -- 7 декабря 1905 года.
О своей работе в 1905 году он написал воспоминания ("В огне первой революции"), о которых я уже не раз упоминал. Он там так описывает свою "нагрузку" в Москве в это время: "Каждый из немногочисленных ответственных партийцев нагружался бесконечным рядом обязанностей и поручений. Припоминаю для примера о своих обязанностях. Я был членом МК, членом его Исполнительной комиссии, членом Федеративного совета, членом Исполнительного комитета и президиума Совета рабочих депутатов, заведывал агитацией, был ответственным редактором газеты Московского комитета "Вперед", входил в состав редакции газеты "Борьба", представительствовал от имени МК в ответственных собраниях (например, на ноябрьском съезде крестьянского союза), писал или редактировал прокламации, выступал в качестве агитатора на рабочих собраниях, и т. д. и т. п. В таком же положении были и все ответственные партийные работники. Разумеется, справляться со всей массой этой работы было свыше человеческих сил, и мы частенько работали круглые сутки в условиях не" легального существования, постоянной смены ночевок и т. п." {Васильев-Южин, "В огне первой революции", стр. 198.}.
Васильев во многом походил на Шанцера, но был еще стремительнее его {После ареста его, 7 декабря 1905 года, он был приговорен на три года ссылки, которая была заменена высылкой за границу; оттуда он вскоре вернулся нелегально в Россию и продолжал работать в революционном движении; всего был арестован одиннадцать раз и просидел в тюрьме три года. Во время Февральской и Великой Октябрьской социалистической революции был одним из руководителей саратовской организации; в 1918 году одно время примыкал к "левым коммунистам", но скоро отошел от них; потом все время был на ответственной советской работе. С 1924 года был назначен заместителем председателя Верховного суда СССР; этот пост он занимал почти до самой смерти -- в декабре 1937 года.}.