ГЛАВА XXVII
СЪЕЗДЫ В ЭТИ ДНИ
За время "дней свобод" в Москве происходило много съездов. Из них важнейшие: съезд крестьянского союза, съезд земских и городских деятелей и почтово-телеграфного союза. Происходило спешное размежевание и самоопределение классов и их партий.
6 ноября в один день открылось два съезда: земских и городских деятелей и крестьянского союза. На первом съезде ясно обозначился поворот либералов вправо, их стремление отмежеваться от революционных партий, отказ от Учредительного собрания; характерна резолюция съезда: конституция, выработанная Государственной думой, вступает в силу после утверждения ее царем.
Но и это не удовлетворяет правого крыла съезда: оно выходит из кадетской партии и образует более правую организацию -- "партию 17 октября", во главе с А. И. Гучковым и Д. Н. Шиповым. Эта партия высказывается открыто за поддержку правительства и за борьбу с революцией.
Представители нашей партии, конечно, и не пытались принять участие в земско-городском съезде, но все же выразили свое отношение к нему, послав через особую депутацию следующее заявление, зачитанное на заключительном заседании съезда: "Московский федеративный совет социал-демократической партии {В это время, как я уже упоминал, для координации действий создался Федеративный совет социал-демократической партии, в который входили два представителя от МК большевиков и два от московской группы меньшевиков. Руководящую роль в нем играли большевики. Меньшевики под давлением своих рабочих низов шли в это время за большевиками.}, обсудив свое отношение к настоящему съезду, заявляет, что единственным возможным выходом из современного положения он считает низвержение путем вооруженного восстания царского правительства и созыв Учредительного собрания с провозглашением демократической республики; всякий другой выход Ф. С. признает попыткой буржуазии обмануть народ. Социал-демократическая рабочая партия относится к настоящему съезду, который торгуется с правительством, как к изменникам народных интересов". Эта резолюция была напечатана в "Новой жизни" и в других газетах.
Любопытно отметить, что это поправение буржуазии ясно отразилось и на личных отношениях либеральных буржуа к нам; еще недавно они предоставляли свои квартиры для наших собраний и лекций, не отказывали в известной финансовой помощи; все это теперь прекратилось.