Кроме работы среди промышленного пролетариата, "окружка" вела работу и среди крестьян, с которыми подмосковные рабочие были тесно связаны.
Надо сказать, что среди крестьян работу вела не только наша партия, но и другие партии, в особенности же эсеры и вообще народнические элементы из сельской интеллигенции - учителя, врачи, агрономы, статистики. Они с весны 1905 года начали организовывать крестьянский союз. Первый съезд московского отдела союза состоялся в мае; он происходил нелегально в Никольской земской больнице, в десяти километрах от Москвы, по Ленинградскому шоссе, а в конце июля на молочной ферме Бутырского хутора Петровской сельскохозяйственной академии (ныне Тимирязевской) состоялся учредительный съезд Всероссийского крестьянского союза. На обоих съездах представителем от нашей партии был А. В. Шестаков. В своих выступлениях он старался усилить политический элемент в резолюциях съезда и, в частности, внести туда лозунг "демократической республики", но этого ему, вследствие противодействия руководящей на съездах народнической интеллигенции, сделать не удалось.
Наша лекторская группа очень живо интересовалась аграрным вопросом и крестьянским движением, и Шестаков делал нам доклад о своих выступлениях на крестьянских съездах и о своих установках по аграрному вопросу.
!!!!!!!Пропуск 381
и центром радикально-интеллигентского движения, приведшего к организации "Союза союзов", но рабочее движение в Москве отставало сравнительно с движением во многих других центрах тогдашней России. Ничего подобного ни выступлению петербургского пролетариата 9 января, всеобщим стачкам в Риге, Варшаве, Лодзи, во многих городах Закавказья, в Одессе, в Иваново-Вознесенске и в ряде других городов -- в Москве до сентября не было. Попытки вызвать здесь всеобщую стачку Первого мая и в конце июня окончились неудачей: шло большое брожение в рабочем классе, было много частичных забастовок, проявилась тяга к организации профессиональных союзов, но общего боевого выступления все же не удавалось вызвать.
Это положение решительно изменилось со второй половины сентября, когда московский пролетариат сразу выступает на передовые позиции российской революции и в декабре поднимает вооруженное восстание. Об этом знаменательном периоде я и хочу сейчас говорить.
Но прежде, чем описывать события этого нового периода, подведу еще раз (см. главу VIII) некоторые итоги организационной работы МК за предыдущий период. К этому времени МК представлял из себя крепко сплоченную и спевшуюся группу, состоявшую из двенадцати-пятнадцати человек. Было в Москве в это время семь или восемь партийных районов, во главе которых стояли районные комитеты, опиравшиеся на заводские комитеты, которые были на большинстве сколько-нибудь крупных московских предприятий. Кроме рабочей "периферии", у МК и районных комитетов была еще довольно значительная интеллигентская периферия, состоявшая преимущественно из студенческой молодежи и работавшая в качестве пропагандистов и технических работников всякого рода -- секретарей, типографских работников и т. п. Общее число членов партии в Москве, по подсчетам некоторых товарищей, было к сентябрю около двух тысяч. Эта цифра кажется нам теперь необычайно малой, но по тому времени она была значительной. Ведь эти две тысячи имели влияние среди многих тысяч рабочих, -- "...тысячи, -- по словам Ленина, -- стали вождями от двух до трех миллионов пролетариев" {В. И. Ленин, Соч., т. XIX, стр. 345.} (во всероссийском масштабе). При комитете состояли агитационная и пропагандистская группы, боевая организация, начавшая за лето организацию боевых дружин; но эти дружины были еще малочисленны и плохо вооружены. Военная организация имела задачей установление связей среди московского гарнизона, но связи эти к этому времени были еще невелики. Работу лекторской группы при МК я подробно описал выше: группа в то время была уже не только лекторской, но в значительной степени и литературно-издательской.
Финансовая группа энергично добывала средства для МК, и ее доход вырос с семисот рублей в марте до, помнится, четырех тысяч в сентябре.
По меньшей мере пять подпольных типографий, не считая типографии ЦК, было в распоряжении МК.
В Московской губернии работала окружная организация во главе с окружным комитетом. Она имела связи в большинстве крупных промышленных центров Московской губернии, велась агитация и имелись некоторые связи и среди крестьян губернии. С такими силами вступила московская большевистская организация в новый период революционного подъема.