автори

1579
 

записи

221352
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Jury_Bretshtein » Политические кампании в СССР в 1949-53 гг. - 6

Политические кампании в СССР в 1949-53 гг. - 6

15.05.1952
Львов, Львовская, Украина

 С целью «заклеймить инакомыслящих» в пропагандистской практике стали широко использоваться расхожие и растиражированные в обиходе «выражения-ярлыки», ставшие штампами: «низкопоклонство перед Западом», «буржуазный национализм», «безродный космополитизм», «сионизм» и т. п. Они часто «приклеивались» к абсолютно честным людям, патриотам своей страны лишь за то, что их мнения, суждения и поведение в чём-то отличались от общепринятых… В тогдашнем восприятии и анализе многих явлений общественной жизни со стороны различных «озабоченных чистотой рядов» критиков и гонителей работников «идеологического фронта» еврейской национальности - писателей, журналистов, вузовских преподавателей, представителей искусства и научной интеллигенции - нарастали форменный перманентный психоз и узколобая одиозность…

 Мутная волна критики сопровождалось многочисленными массовыми собраниями коллективов, где усердные активисты (иногда даже вполне искренние в своём «праведном» усердии, а чаще, всё же, обычные «конъюктурщики») горячо клеймили «отступников»… Эти собрания проходили при большом «накале страстей» - сопровождались пламенными речами «правдолюбцев-обличителей» и часто сопровождались аплодисментами «коллег». Можно не сомневаться в искренности лишь ничтожной их части. Остальные – многие - хлопали по закону стадности.

 

 В большей части организованных властями «откликов» самих евреев выражался стыд за «преступления» «презренной кучки отщепенцев» — «агентов еврейско-фашистского сионизма», «не имеющего никакой почвы среди трудовых еврейских масс», отмечалась их неблагодарность по отношению к советской власти, обеспечившей впервые в мире истинное равноправие евреев в обществе и защитившей их от полного уничтожения в годы войны... Образно говоря (словами писателя Ю. Нагибина), «на горизонте темнело и политическая вонь в стране сгущалась».

 Одним из отвратительнейших итогов этой кампании явилось изгнание с работы в различных городах страны многих выдающихся представителей науки, искусства, преподавателей вузов и руководящих работников производства еврейской национальности. Уже с весны 1949 года кадровая чистка в управленческих структурах народного хозяйства, учреждениях высшего образования, искусства и академической науки начала приобретать все более откровенно целенаправленный антисемитский характер, преследуя цель устранения евреев из основных сфер хозяйственной и общественной жизни страны. Подобные действия властей подготовили широкую кампанию антиеврейского остракизма и в естественно-научной сфере, которая развернулась с начала 1949 г. Впоследствии ключевую роль в её расширении сыграло подписанное И. Сталиным 21 июня 1950 г. секретное постановление Политбюро «О мерах по устранению недостатков в деле подбора и воспитания кадров…», которое привнесло в спонтанные до этого антиеврейские гонения в номенклатурной сфере систематичность, универсальность и детальную регламентацию. И началось…

 

 Основной удар в ходе чистки пришелся по среднему, наибольшему в количественном отношении слою еврейской элиты — управленцам, начиная с заместителей министров и далее по нисходящей, а также широкому кругу технической элиты, журналистам, профессуре и другим представителям творческой интеллигенции. Так, например, зародившись в академических структурах и столичном университете, истерия очищения исторической науки от «скверны космополитизма» с самого начала, подобно опасной эпидемии, стала стремительно распространяться на другие ведомства и территории. Из-за доносов начинались разбирательства по поводу деятельности невесть откуда возникших многочисленных так называемых еврейско-сионистской групп, к участию в которых был причислен ряд преподавателей и студентов университета.

 

 Часто в подхалимском карьеристском рвении и желании «подсидеть» вышестоящего производственного или научного коллегу (или ради спасение от такой же травли в свой адрес), соревновались в обличительном рвении многие, казалось бы, «приличные люди», «сжигая и губя» в огне безудержной критики своих товарищей-коллег. Как пауки в банке, «поедали» и предавали друг друга… Многие слабые духом опускались до публичного самобичевания и признания каких-то мнимых своих ошибок… Доносы и склоки царили в коллективах почти повсеместно. За всем этим, как правило, следовали аресты...

 

 Всё это пагубно разлагающе действовало на, казалось бы, до этого вполне приличных людей. Вовлечение ученых в заведомо подлую роль безоглядных и беспринципных критиканов друг друга было частным случаем массового развращения представителей науки, литературы, живописи, поэзии, музыки и др., путём забвения и ликвидации традиционных представлений о корпоративной этике, доброжелательности, благородстве, наконец - мужестве, честности и всего того, что входит в краткие, но емкие слова «совесть» и «порядочность»…

 

 Процесс «кадровой чистки от евреев» аналогичным образом протекал также в гражданских и оборонных отраслях экономики. Повсеместно развернулась огульная замена руководителей - евреев. Так ЦК предпринял «глобальное исследование» всех учреждений, входивших в систему АН СССР, на предмет «засоренности» их еврейскими кадрами . Результаты этих исследований общеизвестны. Изгнанных по «пятому пункту» анкеты («национальность») было не счесть. В частности, в ноябре 1950 отправили на пенсию родоначальника одной из основных школ советских физиков, директора Ленинградского ФТИ АН СССР академика А. Ф. Иоффе. Были уволены многие учёные и преподаватели.

 

 Периодически чередующиеся приступы юдофобского «кадрового психоза» затрагивали всё новые области человеческой деятельности, самые востребованные страной специальности и категории трудящихся. Наиболее умным и ответственным людям в правящей верхушке приходилось отстаивать и «спасать» для служения стране высококвалифицированных специалистов, вся «вина» которых заключалась лишь в том, что они родились евреями. В атомной и оборонной промышленности в роли защитника гонимых порой выступали даже сам Л. Берия и министр вооружения Д. Ф. Устинов, которые, будучи заинтересованными в поддержании высокого уровня исследовательских и конструкторских работ в области вооружений, старались, как могли, сохранить наиболее талантливых специалистов. Многие физики-атомщики, ведущие инженеры ОКБ - сотрудники оборонных ведомств были сохранены на своих местах лишь благодаря их незаменимости, как специалистов в своей области… Сюда можно отнести ученых-физиков - евреев - таких, как главный конструктор атомной бомбы Ю. Б. Харитон, теоретик Я. Б. Зельдович, производивший основные теоретические расчеты по бомбе (оба - впоследствии академики, трижды Герои Соц. Труда, лауреаты Сталинской премии), научный руководитель комбината И .К. Кикоин (академик, Герой Соц. Труда, трижды лауреат Сталинской премии). Они участвовали в работах по «атомному проекту» - без них просто невозможно было создать атомную бомбу.

 

10.06.2023 в 23:12


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама