…Итак, ещё в 1948 г. в СССР - внешне как-то «исподволь», постепенно и незаметно - началась кампания против так называемого «низкопоклонства перед буржуазным Западом»: она началась с критики некоторых евреев-интеллигентов, работавших в средствах массовой информации (к которым, главным образом, эта критика и относилась). Через печать и радио в общественное сознание начали внедряться словесные обвинительные штампы, ставшие доминирующими в 1949-м («безродный космополитизм», «антипатриоты», «клевета на русский народ» и т.п.). Не знаю, как в РСФСР, в столицах, но в крупных городах Западной Украины - таких, например, как Львов - эта кампания «подавалась» народу «в одном флаконе» с борьбой против буржуазного украинского национализма («бандеровщины»). Политический ажиотаж был интенсивен вдвойне.
По стране покатилась волна арестов - обдуманно начатого особого рода геноцида — “верхушечного”, — когда тирания, до поры не находя возможности провести интеллектуальную «депортацию» из общественной жизни всего еврейского народа, с особой жестокостью начала «выборочно» уничтожать его интеллигенцию, саму его культуру, язык и самобытность. На подготовку к этой компании ушли не месяцы — годы. Накопление агентурных данных началось и велось уже во время войны, а с 1946 года, с приходом в Министерство Государственной Безопасности В. Абакумова, события приобрели пугающий размах. Абакумов и его служба повели охоту за сотнями людей, обрекая их на арест и уничтожение. Планировалось прекращение деятельности остатков еврейских культурных учреждений, закрытие издательств, газет, журналов и альманахов, ликвидация творческих объединений писателей, закрытие еврейских театров. Было задумано прямое устранение тысяч евреев — докторов и кандидатов наук - из научно-исследовательских институтов и лабораторий, а также одновременно массированное, но внешне более мягкое – «либеральное» - изгнание прочих путем дискредитации, давления на них в печати, всяческой хулы, объявления их “безродными космополитами” (этот эффектный литературный штамп звучал на каждом шагу и был прямо таки «затаскан» в те годы!) .
Один из главных идеологических руководителей страны Г. Ф. Александров опубликовал в «Вопросах философии» установочную статью «Космополитизм — идеология империалистической буржуазии», в которой объявил космополитами разом всех - кто только ни пришёл в голову – лидера кадетов во времена Временного правительства П. Милюкова, большевика-ленинца Н. Бухарина, конечно, самого Л. Троцкого, левых эсеров и левых коммунистов, наконец, власовцев и всех, перешедших на сторону немцев — таким образом термин приобрел широкий смысл и особо зловещий оттенок, становясь синонимом понятий «изменник Родины», «контрреволюционер» и «враг народа»
Был ликвидирован Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), образованный ещё в годы Отечественной войны, объединивший наиболее прогрессивных культурных деятелей страны еврейского происхождения с целью мобилизации общественного мнения США и всего мира на борьбу с фашизмом. В первые послевоенные годы ЕАК продолжал активные контакты с еврейской интеллигенцией за рубежом, а в самом СССР играл роль общественно-просветительской организации, продвигавшей культурные традиции еврейского народа в массы.
В своё время вокруг ЕАК и газеты “Эйникайт”, издававшейся комитетом, постепенно сгруппировались многие деятели культуры и науки, писатели и журналисты. И подавляющее большинство их вдруг было арестовано по полнейшему произволу, лишь по одному тому, что кто-то, например, присутствовал на каком-то обеде, куда попали иностранцы, посетил в интуристовской гостинице журналиста или общественного деятеля из США, страны-союзницы в годы войны; написал для зарубежной печати положительный очерк, например, об авиаконструкторе Лавочкине (еврее); ответил на письмо из редакции “Эйникайт” или, не приведи Господь, сам обратился в газету с предложением о сотрудничестве и т. п. — таких “преступников” набралось несколько сот. Их оказалось так много, что иные из них группами были выделены по ходу следствия для отдельные слушаний в суде еще до лета 1952 года, когда решалась судьба основных членов президиума ЕАК.
Судьба еврейского антифашистского комитета – ЕАК - в СССР, а вместе с ней и судьба еврейских деятелей культуры в 1948-1953 годах, стала трагедией всего еврейского народа. Об этом сегодня, после годов запретов, умолчаний и домыслов, уже относительно хорошо известно. Реабилитация репрессированных в те годы прошла — без объявления в печати — уже после смерти Сталина, в 1955, причем для многих она была посмертной. Однако в дальнейшем многие репрессированные не упоминались ни в каких публикациях вплоть до 1956 года, и еще лет 30 после этого — с великой осторожностью... А обвинялись они в свое время в очень тяжких преступлениях — в измене Родине, и, хоть доказательств не было никаких, кару от властей они получили полной мерой. Оставшиеся в живых «бесшумно» вышли на свободу после смерти Сталина, но о том, что с ними было «там», они в свое время не распространялись, а ныне их всех уже нет на свете... Широко известной реабилитация стала лишь в 1989 году – во время так называемой «перестройки» (см. Интернет).
Этот тернистый путь с конца декабря 1948 и первых месяцев 1949 годов (аресты шли один за другим) начали проходить многие и многие деятели еврейской культуры. Конец такого пути был известен — либо смерть от тюремных истязаний, либо расстрел, а кому повезло — просто лагеря сроком от 10 до 25 лет.