II-е.
Усматривая из журналов, с какою заботливостию и постоянством Правительство печется о водворении просвещения в Государстве, принимаю смелость упомянуть о некоторых обстоятельствах, которые до последних времен замедляли ход нашей образованности.
Первое. Недостаток хороших учебных книг. На учебных книгах основывается образование народа, и, если основание шатко, то и все здание непрочно. У нас для некоторых предметов совсем нет учебных книг; напр[имер]: для отечественного Права Ваше Высокопревосходительство не найдете ни одного руководства, которое представляло бы полную систему законодательства. Для иных книги, изданные от Главного Правления Училищ, явившись за 20 лет перед сим, устарели и не могут быть теперь употреблены с пользою. Другие же, быв составлены наставниками, которые по большей части занимаются своим делом как ремеслом, не следуя за успехами наук, также не соответствуют своей цели. Возьму в пример изданные по части Географии и Статистики, о которых могу говорить с некоторою уверенностию, потому что они мне более известны. Во время моей службы Начальство поручило мне преподавание Географии в училищах Колонновожатых и топографов. Не имея времени заняться составлением особенного курса, я принужден был обратиться к существующим, и для сего избрал лучший, Профессора Арсеньева; но вскоре раскаялся: ибо недостаток системы и точности в изложении поставлял меня и учащихся в беспрестанные затруднения. Сей недостаток еще ощутительнее в отношении к Статистике. Лет 30 назад ГГ. Шторх и Гейм обнародовали два сочинения о России, которые в свое время были достойны всякого уважения. Все последовавшие за тем Писатели, как Русские, так и иностранцы, более или менее их списывали, не помыслив, что с того времени произошли в Государстве перемены, совершенно изменившие науку; и, дабы согласить принятые ими за основание положения с настоящими результатами, прибегали к ложным гипотезам, которые дают превратный вид вещам.
*-- Вот из множества примеров один, по которому можно судить о прочих: все показания наших Статистик о пространстве Губерний ошибочны, потому что они списаны у Шторха, издавшего свои таблицы в 1796 году, а в 1798-м произошла совершенная перемена во внутреннем разделении России. Ошибка сия, состоящая не в десятках, а в целых сотнях географических миль, пораждает множество других: ибо на сравнении пространства с официяльными известиями о числе жителей в Губерниях основываются выводы об их населенности, господствующей в них смертности и т. п. --*
Что из этого выходит? Редкий имеет желание, случай и время рассматривать критически сии сочинения, сличать их с источниками и, одним словом, оценивать их достоинство. Большая часть наших провинцияльных учителей, видя, что книга напечатана в столице Профессором какого-либо публичного заведения, слепо ей следует; ученики, кончив воспитание, вступают в свет с ложными понятиями, и находя их несогласными с настоящим положением дела, принуждены переобразовывать себя. Говорю по опыту, изведав это на себе, не взирая на то, что я обучался в Одесском Институте, который в мое время был в отличном положении.
Для отвращения сего недостатка желательно:
1-е. Чтоб Министерство просвещения пригласило отличнейших Профессоров и Ученых в Государстве к составлению по новейшим методам учебных книг для всех наук, кои преподаются в наших публичных заведениях, с положением награды за те, которые признаны будут лучшими.
*-- Найдутся, может быть, люди, которые скажут, что сие занятие недостойно тех лиц, к которым обращено будет приглашение. Смело отвечаю, что составить хорошую учебную книгу отнюдь не так легко, как кажется с первого взгляда, и лучшее тому доказательство -- малое число хороших сего рода сочинений даже в Государствах, где образование достигло высшей степени. --*
2-е. Составить Комиссию из людей знающих и опытных для рассмотрения представленных сочинений, и удостоенные одобрения издать для всеобщего руководства.
Напрасно будут говорить, что такое единообразие стеснит свободу, которая нужна при преподавании. Учебная книга содержит только основу науки; есть памятник уроков, которые состоят преимущественно в изустных объяснениях Учителя. Хороший Профессор найдет средство, при всякой системе, если она только не противна духу науки, представить ее в надлежащей полноте; а для обыкновенного, привыкшего следовать по протоптанной стезе, таковая книга послужит гораздо надежнейшим руководством, нежели те, коих он держался доселе и которые вводили в заблуждение его самого и учащихся. Впрочем, сказанное здесь относится к низшим заведениям (Гимназиям и уездным училищам), где единообразие в учении едва ли не принесет более пользы, чем вреда.