автори

1503
 

записи

207860
Регистрация Забравена парола?

12.1

13.11.1829
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

12[1]

 

Еще несколько слов о торговле с Среднею Азиею.

 

Главный и доселе почти единственный путь торговли нашей с Среднею Азиею идет из Троицкой крепости[2] в Бухару. Он сопряжен с двумя важными неудобствами: 1-е. Пролегая через бесплодную и маловодную степь, не представляет никаких почти пособий для продовольствия странников, от чего сии последние должны запасаться всем нужным в пути на целый месяц, пока достигнут места своего назначения: ибо кочующие при дорогах Киргизы, по недоверчивости к нам, основанной на прежних жестоких с ними поступках, обыкновенно с приближением наших отрядов удаляются в глубь степи. 2-е. Главное -- опасность от Киргизских набегов; а от сего караваны наши не могут отправляться иначе, как в большом числе и охраняемые военными отрядами, что также соединено с большими затруднениями. Для отвращения сих неудобств существуют два способа: или обеспечить тот путь, которым купцы наши ныне следуют в Бухару, что предполагает между прочим если не усмирение Киргизов, то, по крайней мере, поставление себя в безопасность от их хищений; или дать другое направление нашим сношениям с Средней Азиею. В отношении к первому предположено было в последние годы прошедшего царствования устроить линию редутов от нашей границы до Аральского моря. Мне не известно, исполнено ли сие предположение, но, не говоря уже о тягостях, сопряженных с содержанием в сих укреплениях гарнизонов, как бы они, впрочем, малочисленны ни были; тягостях, которые значительным образом уменьшат наши торговые выгоды, не подаст ли сия мера повода к беспрестанной вражде с Киргизами, которые будут видеть в ней посягательство на свою независимость? Не сообщится ли таковое же опасение мелким Азиятским Государствам Хиве и Бухаре, и не приведет ли оно за собою совершенное прекращение тех сношений, которые мы сим способом хотим упрочить?

Второй способ состоит в установлении прямого сообщения между Восточным берегом Каспийского моря и Хивою, откуда удобно будет проникнуть в другие города Средней Азии. Сие предположение давно уже занимало наше Правительство. Вашему Высокопревосходительству известно, что еще Государь Петр I-й в 1720 году, если не ошибаюсь, отправил экспедицию для построения редута на косе губы, в которую впадала иссякнувшая река Аму Дарья (древний Оксус).

*-- Я не упомню теперь названия этой губы. В ней приставал Муравьев в 1822 году во время своего путешествия в Хиву. --*

Эта экспедиция не удалась от неосторожности Начальника оной Гвардии Капитана Бековича, который с отрядом своим сделался жертвою неблагоразумной доверчивости к Туркменцам; последовавшая же вскоре за тем кончина Императора не позволила ему довершить его намерения. Потом помышляли о том же при Императрице Екатерине II-й; но, кажется, не сделано было к тому никаких попыток.

*-- О сем упомянуто мимоходом в записке об Азиятской торговле, поданной Правительству Графом В. А. Зубовым в 1801 году и напечатанной в No 36 и 37-м Сына Отечества нынешнего года[3]. --*

Наконец, Генерал Ермолов[4] лет шесть назад с теми же видами предлагал Правительству воспользоваться оскорблением, какое нанес нам тогдашний Хивинский Хан Могамед Рахим[5] арестованием Муравьева[6], для завоевания Хивы, но покойный Государь, следуя побуждениям врожденного Ему миролюбия и опасаясь этим подать Британскому Правительству сомнения на счет Ост-Индских его владений, не благоизволил изъявить на то Своего согласия. Но, если нельзя одобрить вышеозначенной меры, то учреждение колонии в Мангишлаке {Другие называют сию полосу земли, лежащую между Каспийским морем и Хивою, Туркмениею, по кочующим в ней Туркменцам.}, на Восточном, пустынном берегу Каспийского моря, не представляет, кажется, сих неудобств. Между тем сие поселение принесет следующие выгоды:

1-е. Более удобства в следовании наших караванов; ибо, хотя Мангишлак населен Туркменцами, которые такие же грабители, как и Киргизы; но, будучи с лишком вдвое меньше пространством, нежели степь сих последних, не представляет таких затруднений путешественникам, желающим проникнуть в Хиву.

2-е. Удобство доставки товаров из Нижнего, средоточия нашей внутренней промышленности, и из Тифлиса, который при нынешних благоприятных обстоятельствах в скором времени сделается, без сомнения, одним из первых торговых городов в мире.

Независимо от торговли сия колония:

3-е. Усилит плавание по Каспийскому морю, отрасль промышленности, которая до сих пор еще в младенчестве.

4-е. Оградит некоторою безопасностию Астраханские рыбные промыслы. Муравьев нашел в Хиве до трех тысяч наших соотечественников, томящихся в тяжкой неволе; в Бухарии у каждого зажиточного почти человека есть по нескольку Русских рабов. Значительная их часть состоит из промышленников, прибитых осенними бурями к берегам и захваченных или Туркменцами, или зимующими при устьях Эмбы Киргизами.

Наше соседство, доставив нам влияние на сии народы, послужит если не к прекращению, то, по крайней мере, к уменьшению таковых хищений.

5-е. Туркменцы делают беспрестанные набеги на прилежащие к ним области Персии Астарабад и Мазандеран. В случае разрыва с сею державою, мы по тому же влиянию, какое получим на них, можем давать направление сим набегам и таким образом развлекать силы наших неприятелей.

6-е. Соседство с Хивою доставит нам влияние на сие и пограничные с ним Азиятские Государства, если Правительство заблагорассудит распространить в этом отношении свои виды.

Каждое из сих обстоятельств говорит в пользу изложенной здесь меры; да и самое исполнение не сопряжено, кажется, с большими трудностями. Нескольких рот с небольшим числом полевых орудий, отправленных из Грузии, достаточно будет для построения редута и отражения всех покушений кочующих Туркменцев, покушений, каких, впрочем, нельзя ожидать при слабодушии нынешнего Хивинского Хана[7] и после того уважения, какое приобрели нам во всей Азии успехи последних войн. Первоначальных жителей можно выбрать в Нижегородском Депо[8] из числа преступников, назначаемых на поселение в Сибирь, придав к ним соразмерное число женщин, и нет сомнения, что, если снабдить их средствами к надлежащему обзаведению, то колония сия с распространением Среднеазиятской торговли придет в самое цветущее положение. Главное дело состоит только в избрании удобнейшего места для основания оной. Кажется, что самое благоприятное есть то, к которому приставал Муравьев, ибо сюда обыкновенно приходят Хивинские и Бухарские Купцы, следующие с товарами в Астрахань. Впрочем, Восточный берег Каспийского моря недавно подробно описан Штурманом Колодкиным[9], посыланным для сего несколько лет сряду из Астрахани; в  сочинении же Муравьева, при всем несовершенстве оного, можно найти известия о физических свойствах той страны. Полагаю, что сими сведениями можно будет руководствоваться на первый случай; со временем же, когда успеем лучше ознакомиться с тем краем, принять дальнейшие меры сообразно с приобретенными известиями.



[1] Публикуется по автографу: ГАРФ. Ф. 109. 1 эксп. 1826. Д. 61. Ч. 79. Л. 157--161. Впервые напечатана: Корнилович А. О. Сочинения и письма. С. 239--244.

[2] 1 Троицк -- уездный город Оренбургской губернии, через который проходил один из главных сибирских трактов.

[3] 2 "Общее обозрение торговли с Азиею (Из бумаг покойного графа Валериана Александровича Зубова, 1801 года)" (Сын Отечества. 1829. No 35. С. 95--105. No 36. С 164--176).

[4] 3 Ермолов Алексей Петрович (1772--1861), военный и государственный деятель, генерал от инфантерии (1818), генерал от артиллерии (1837). Участник Наполеоновский войн. В 1816--1827 годах командующий Кавказским корпусом и Главнокомандующий в Грузии. В 1819 году отправил посольство к хивинскому хану во главе с Н. Н. Муравьевым.

[5] 4 Мухаммед Рахим I (1806--1825), хан Хивы. Завершил борьбу за объединение Хивинского ханства, учредил Верховный совет, провел налоговую реформу, завел таможни и монетный двор.

[6] 5 Во время своего путешествия в Хиву в конце 1819 года Н. Н. Муравьев в течении 40 дней находился на положении узника в расположенной неподалеку от Хивы крепости Иль-Гельды, затем был принят ханом Мухаммедом Рахимом.

[7] 6 Аллакули-хан, хан Хивы (1825--1842).

[8] 7 Депо -- временная тюрьма.

[9] 8 Колодкин Алексей Емельянович (1776--1851), картограф, генерал-майор. В 1808 году произвел картографическое описание Каспийского моря. В 1826 году издал Атлас Каспийского моря.

11.05.2023 в 16:15


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама