автори

1547
 

записи

212912
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Otto_Bismark » Посещение Парижа - 4

Посещение Парижа - 4

05.07.1855
Париж, Франция, Франция

Далее, вы обвиняете нашу политику в изолированности. В том же винил нас и франкмасон[1] Узедом, когда хотел навязать нам договор от 2 декабря;[2] и Мантейфелю, ныне решительному врагу Узедома, эта мысль весьма импонировала, вам же в то время, слава богу, -- нет. Австрия присоединилась тогда к декабрьскому договору, -- а какую пользу он принес ей? Она мечется теперь в поисках союзов. Некий квази-альянс она заключила тотчас же после Парижского мира,[3] а сейчас как будто заключила тайное соглашение с Англией. Я не вижу в этом никаких выгод, а одни только затруднения. Последний союз может приобрести значение лишь в случае ликвидации франко-английского союза, да и тогда не удержать Пальмерстона от заигрывания с Италией и Сардинией.[4]

Моим политическим принципом была и будет борьба с революцией. Вы не убедите Бонапарта в том, что он не на стороне революции. Да он и не хочет быть в другом лагере, ибо он находит в этом свои безусловные выгоды. Стало быть, здесь не может быть речи ни о симпатиях, ни об антипатиях. Эта позиция Бонапарта есть "реальность", которую вы не можете "игнорировать". Но это отнюдь не означает, что не следует быть вежливым и уступчивым, признательным и предупредительным по отношению к нему и что нельзя договариваться с ним в определенных случаях. Однако если мой принцип, как принцип противодействия революции, правилен, -- а я думаю, что и вы признаете его таковым, -- то следует постоянно держаться его и на практике, дабы к тому времени, когда вопрос станет актуальным, -- а это время придет, если принцип правилен,-- те, которые также должны признать его (как, возможно, в скором будущем Австрия, а также и Англия), знали, чего они могут от нас ждать. Вы сами говорите, что на нас нельзя полагаться, а ведь нельзя не признать, что лишь тот надежен, кто действует по определенным принципам, а не сообразуется с шаткими понятиями интересов и т. д. Англия, а по-своему и Австрия были с 1793 по 1813 г. вполне надежны и поэтому всегда находили себе союзников, несмотря на все поражения, которые наносили им французы.

Что же касается нашей германской политики, то я думаю, что мы все же призваны показывать малым государствам свое прусское превосходство и не позволять делать с собой все что угодно, например, в делах Таможенного союза и многих других, вплоть до приглашений на охоту, вплоть до поступления принцев в нашу службу и т. д. Здесь, т. е. в Германии, и надлежит, как мне кажется, оказать сопротивление Австрии, но одновременно следовало бы также избегать в отношении Австрии всего вызывающего. Вот что я могу возразить на ваше письмо.

Если же говорить о нашей политике вне Германии, то я ничего удивительного и ничего страшного не нахожу в том, что мы изолированы в такое время, когда все перевернулось вверх дном, когда Англия и Франция находятся еще в таком тесном союзе, что Франция не отваживается принять меры предосторожности против швейцарских радикалов,[5] потому что это может не понравиться Англии, между тем как на ту же Англию она наводит страх своей подготовкой к десанту и делает решительные шаги к альянсу с Россией,[6] когда Австрия состоит в союзе с Англией, что непрестанно порождает смуту в Италии,[7] и т. д. В какую же сторону нам обратиться, по вашему мнению, при таком положении вещей? Не в ту ли, на которую будто бы намекал, находясь здесь, Плон-Плон,[8] т. е. к союзу с Францией и Россией против Австрии и Англии? Но такой союз немедленно приведет к преобладающему влиянию Франции в Италии, к полному революционизированию этой страны и вместе с тем обеспечит преобладающее влияние Бонапарта в Германии. Из этого влияния нам уделили бы во второстепенных вопросах известную долю, но небольшую и не надолго. Ведь мы уже видели однажды Германию под русско-французским влиянием в 1801-1803 гг., когда епископства были секуляризованы и распределены по указке из Парижа и Петербурга;[9] Пруссия, которая тогда была в добрых отношениях с этими обеими державами и в дурных -- с Австрией и Англией, также получила при дележе кое-что, но очень немного, и влияние ее было в то время меньше, чем когда-либо".

 



[1] 335 Франкмасон (или масон) -- участник религиозно-философского движения "вольных каменщиков". Возникнув в XVIII веке, это движение было тогда направлено против католицизма и религиозной нетерпимости и одновременно выдвигало идеи равенства, уничтожения сословных привилегий и т. д. Позже франкмасонство в значительной степени утратило свой первоначальный характер. Для реакционеров слово "франкмасон" было синонимом "вольнодумца".

[2] 336 Договор от 2 декабря--см. прим. 18 к гл. V.

[3] 337 Парижский мир -- см. прим. 20 к гл. V.

[4] 338 Союз Австрии с Англией должен был повлечь за собой изменение в политике Пальмерстона по отношению к Сардинии и остальной Италии. Пальмерстон должен был отказаться от использования в интересах Англии итальянского национально-освободительного движения, поскольку оно было прямо направлено против Австрии.

[5] 339 Имеется в виду главным образом тот факт, что Швейцария была прибежищем для политических эмигрантов.

[6] 340 В связи с некоторым ухудшением отношений между Францией и Англией после Парижского мира 1856 г.

[7] 341 См. выше, прим. 44.

[8] 342 Плон-Плон -- шуточное прозвище Жозефа-Шарля-Поля-Наполеона Бонапарта (1822-1891), двоюродного брата Наполеона Бонапарта.

[9] 343 Секуляризация (т. е. превращение в светские владения) 22 германских духовных княжеств была намечена Люневильским трактатом 1801 г., заключенным между Францией и Австрией. По этому договору левый берег Рейна был уступлен Франции. Статья I гласила, что наследственные князья получат взамен утраченных ими владений другие земли в пределах империи. Для этой цели были секуляризованы земли ряда епископств и отобраны владения большинства имперских городов. В 1802 г. состоялось соглашение между Россией и Францией об общем "плане секуляризации и назначении вознаграждений государствам и членам Германской империи". Указанный план был окончательно оформлен специально созванной для этой цели в Регенсбурге Чрезвычайной имперской депутацией в 1803 г. Пруссия получила епископства Гильдесгейм и Падерборн, часть епископства Мюнстер и 6 имперских аббатств.

25.02.2023 в 21:25


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама