автори

1427
 

записи

194041
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » ОльгаМихайлова » Сахалин - остров сокровищ - 12

Сахалин - остров сокровищ - 12

26.08.1943
Александровск-Сахалинский, Сахалинская, Россия
Ольга и Анна Балахновы

Дом на Луговой принял меня уже взрослой – восьмилетней. В доме было много книг. Так много, что, когда мы уезжали «на материк», в Бийск, книги пришлось оставить. Их отвезли на полуторке , – так называлась грузовая машина с высокими дощатыми бортами, – она была доверху набита книгами.

 

Читать я стала рано и упоенно. Читала все, книга за книгой, а стихи как-то сами собой запоминались сразу. Сосед Колька, примерно на полтора года старше, полюбил беседовать со мной. Мы устраивались на пригретом взгорочке нашего овражка, и я рассказывала ему ... «Евгения Онегина». Нет, не полностью стихами, но и не без них. Потом меня спросили дома, о чем это мы беседовали. И я ответила, что рассказывала «Евгения Онегина».

– И он понял?

– Он понял.

Но главный вопрос мне не задали: «А ты-то как это узнала и поняла?» Но, кажется, на меня стали смотреть как-то иначе.

 

Отец получил приглашение для детей на Новогоднюю елку. Послевоенная, уже разрешенная, желанная. Далеко не все семьи могли поставить елку дома. На табуретку взбирается очередной артист, получает приз. И я решилась. Читала Рылеева, думу «Иван Сусанин». Мои взрослые обмерли: они знать не знали, что их дитя такое сотворит. А я торжественным голосом читаю завершение маленькой поэмы: «Снег чистый чистейшая кровь обагрила, а для России спасла Михаила». То есть царя. Родители испытали потрясение. Потом уже, взрослой, мне стало известно: ждали беды. Однако, на наше счастье, у Иосифа Виссарионовича изменилось направление мировоззрения: вместо интернационала явилась государственность, а именно имперское мировоззрение.

 

Около соседнего дома была большая скамейка. Меня как-то незаметно выдвинули в «просветители». Каждый вечер собирались подростки, меня усаживали посередине, и я пересказывала очередную книгу. К ночи, часов в пол одиннадцатого, меня «выкликали» домой. А на следующий вечер – продолжение или новая история. Слушали, не проронив ни слова, даже не уточняя, – все вопросы потом, когда будет перерыв. «Вот какими путями распространяется просвещение»... А началось все с барона Брамбеуса. В лучшие семейные часы отец рассказывал нам дивные истории, которые он читал в детстве – семья была образованной. Особенно запомнилась одна, похожая на историю Робинзона Крузо, только с русской атрибутикой: какими-то судьбами юноша оказался в дремучем бескрайнем лесу на краю света, и история его выживания была полна невероятно интересных моментов. Как он сделал себе избушку, как приручал диких поросят, как собирал на зиму ягоды и орехи. И еще много чего необыкновенного, но, главное, наверное, атмосфера этих рассказов. На большой родительской кровати мама и Анна (ей два года) с одной стороны. Отец и я (мне 6 лет) – с другой. Темно, луна заглядывает в окна, а речь льется и льется. А мамино восхищение чувствую и я, не только отец...

08.08.2022 в 13:39


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама