Последняя моя работа была посвящена теме расчёта турбулентных течений. До сих пор речь шла о ламинарных течениях. Отличаются друг от друга они так же, как мирная жизнь отличается от жизни во время масштабной войны. Кстати, во время работы в ФЭИ я выполнил объёмную работу для ЦАГИ, очень большой организации, конечно, секретной, по разработке и испытаниям различных летательных аппаратов и подводных лодок. Было две лаборатории, которые занимались проблемой недопущения турбулентности при обтекании аппаратов. Для крыльев самолёта турбулентность означает возникновение недопустимой вибрации крыла и разрушения крыла в полёте. Одна лаборатория занималась отсасыванием потока воздуха с поверхности крыла. А вторая лаборатория - вдувом воздуха. Первые эксперименты проводились с анализа обтекания потоком воздуха пластины. Один из сотрудников ЦАГИ обратился (узнав о моих работах) к начальнику мат. отдела за разрешением привлечь меня к работам двух лабораторий. Сотрудник оказался хитрым, результаты моей работы он включил в свою книгу в виде параграфа или даже главы, за что я получил первый гонорар ( от издания книги), потом включил результаты в свою докторскую диссертацию. Для меня работа оказалось не слишком сложной (проще, чем задача по обтеканию цилиндра), причём мне было всё равно, вдувается ли воздух с поверхности пластины или отсасывается. Результаты экспериментов и моих расчётов тех параметров потока воздуха, которые экспериментально можно измерить, удивительно совпали. Я рассчитал и те параметры, которые по техническим причинам измерить было нельзя.
При написании последней статьи по расчёту турбулентных течений я исходил из того, что статья будет основной главой моей докторской диссертации и т.е. при написании статьи я исходил из того, что это первая редакция моей диссертации. Статья получилась ёмкой и содержательной. С этой статьёй я поехал на семинар Яненко, который проходил в Алма-Ате. Прихватил с собой жену как сотрудницу теплофизического отдела и двоих дочерей. Туда ехали поездом в отдельном купе с кондиционером. Дети развлекались тем, что целыми днями смотрели в окно. На улицу из вагона мы их не выпускали. Был уже конец июня, жара стояла на улице около 35ти градусов. За окном было что смотреть: и Аральское море, и пески пустыни, осликов и верблюдов. На остановках они рвались на перрон посмотреть вблизи на живого верблюда. Я объяснил, что на перроне очень жарко и что верблюды "плюются".
В Алма-Ате мы с женой отправились в гостиницу, а детей отправили к родственникам жены. На семинаре я выступил с докладом, жена присутствовала. Регламент выступления был 20минут. Мой доклад длился два часа, вместе с обсуждением. Участники семинара в мнениях о докладе разделились. Наиболее горячие головы говорили о том, что турбулентность по определению описать нельзя, другие высказывали мнение, что работа принципиальная, является светлым лучом в тёмных решениях проблемы турбулентности, которыми наука и практика пока владеют. После моего выступления объявили перерыв на обед. После своего выступления я оказался в растрёпанном состоянии, жена ждала, когда я приду в себя. К нам подошли трое мужчин. Как потом оказалось, сотрудники сильно секретного института-предприятия Арзамас-16. Главный из них был начальником ВЦ института, Зам. директора института. Двое других -начальники лабораторий. Ничего не объясняя, главный из них сказал: "Приглашаем вас к себе, в институт (какой, конечно, не назвали). Далее состоялся диалог между мною с женой и приглашающими . Жена сразу спросила:
-- На каких условиях?
-- Про условия работы я подробно говорить сейчас не могу. Скажу только -должность зав. лабораторией с окладом в 500р в месяц + ежеквартальные и ежегодные премии. На какой вы сейчас должности? (обратился он ко мне)
На тот момент я был в должности мнс (младшего научного сотрудника). Потом спросил и жену, какой у неё оклад. . Она скромно ответила 130р. Он пообещал, что будет 300р. Спросил
--Какая квартира?
-- Двухкомнатная
-- Будет сразу по приезде трёхкомнатная. Не вздумайте прихватить с собой шкафы, кровати, холодильники, телевизоры. Квартира будет готова к проживанию
--А где вы находитесь? (жена решила схитрить и задала этот вопрос, чтобы узнать, где же находится этот загадочный институт)
-- Мы с вами в одном министерстве, я пошлю приглашение в министерство. Если там удовлетворят наше приглашение, вам объяснят, куда ехать и как проехать
-- А можно ли съездить в Москву на один день?
--Можно
Потом оказалось, что от предприятия до Москвы ежедневно летает служебный самолёт. После обеда на семинар мы не пошли, стали обсуждать предложение. Конечно, 800р в виде только оклада заинтересовало жену.