Первое впечатление от города — огромная величественная серая махина. Ленинград к тому времени уже зализал раны, нанесенные ему войной и блокадой, но выглядел серым, прокопченным. Это позднее его вымыли и выскребли ко всяким там спартакиадам и фестивалям.
Кое-как на трамвае я добрался до улицы Льва Толстого на Петроградской стороне, где на базе больницы Эрисмана расположился 1-й мединститут, и предстал перед приемной комиссией.
У меня поинтересовались, есть ли мне где остановиться на время экзаменов. Получив отрицательный ответ, для размещения в студенческом общежитии у меня потребовали паспорт.
Я ответил, что паспорта у меня нет, и предъявил комиссии удостоверяющую мою личность справку из сельсовета. Мне объяснили, что с такой справкой находиться в Ленинграде нельзя и посоветовали обратиться в райотдел милиции, чтобы получить разрешение на проживание в Ленинграде на время экзаменов. В райотделе милиции мне отказали в таком разрешении и посоветовали обратиться за ним в горотдел милиции, расположенный в здании Генштаба на Дворцовой площади. Кое-как я отыскал Дворцовую площадь и горотдел милиции, однако и там мне отказали в нужном разрешении и велели в 24 часа покинуть город Ленинград.
Измученный поездками по городу и окончательно убитый отказом, я снова появился перед приемной комиссией и попросил отдать мне мои документы, чтобы ни с чем возвратиться домой.
Мое личное дело извлекли, внимательно посмотрели и велели мне дождаться ответственного секретаря комиссии.
Через какое-то время в помещение комиссии вошла миловидная белокурая женщина лет сорока. Это была Анна Сергеевна Букина, бессменный ответственный секретарь приемной комиссии в течение многих лет. В обычное время она заведовала в институте студенческой канцелярией.
Меня представили ей и доложили о сложившейся ситуации. Ознакомившись с моими документами и внимательно посмотрев на меня, Анна Сергеевна очень тепло и дружески, как будто мы с ней были знакомы всю жизнь, сказала мне:
— Витя, забирай свои вещички, и пойдем со мной.
Пешком мы отправились в находящееся недалеко по Петроградской набережной студенческое общежитие. По дороге Анна Сергеевна сказала мне:
— Не унывай, Витя. Жильем мы тебя обеспечим. Тебе необходимо будет за четверо суток сдать экзамены по всем предметам и убыть в свою деревню за паспортом. Постарайся это успешно проделать и попасть в те три процента студентов, которые отведены у нас для крестьянских детей.
В общежитии Анна Сергеевна представила меня коменданту дяде Саше, китайцу по национальности, велев не брать с меня за проживание в общежитии плату.