За 10 лет работы в техникуме моя очередь на получение квартиры не продвинулась ни на шаг. Как был второй в очереди, так и остался. На педсовете задали директору вопрос:
- Почему за 10 лет мы не получили ни одной квартиры? Ведь Министерство Связи из Москвы ежегодно отчисляло в нашу область деньги на строительство квартир?
Ответ был очень неуклюжим:
Наш профком этим не занимался. Не заходил в коммунальный отдел райисполкома по этому вопросу, поэтому выделенные нам квартиры, были переданы пострадавшим от наводнения.
Осенью 1987 года подвернулась шабашка. В жилищном тресте Ленинского района нужно было поставить новую телефонную станцию и подключить к ней все службы. Мы, трое преподавателей, взялись за эту работу. Поговорив с начальником треста, я узнал, что в течение года здесь можно получить старую освобожденную квартиру с частичными удобствами. Если, впоследствии она попадет под снос, при строительстве нового многоэтажного дома, то при сносе получишь квартиру со всеми удобствами. Начальник с удовольствием брал меня в любой ЖЭК электриком. Я, недолго думая, согласился. Главное было правильно выбрать ЖЭК, в котором, скорее всего, будет строительство многоэтажек. Подумав, я выбрал район Селений, который был ближе к центру города и к набережной Волги. Престижным местам Астрахани. Мои иногородние студенты снимали квартиры обычно в районе Селений. Проверяя, как классный руководитель, условия их проживания я неплохо изучил Селения.
Это один из старых районов Астрахани. Тянется вдоль набережной Волги от стрелки, где отходит рукав Болда и до стрелки канала Кутум. В старину тут была типичная для низовьев местность. Озерца и ерики с камышом, песчаные косы, топкие трясины. Волга постепенно отходила вправо. Ерики и озера мелели, засыпались песком, землей. Двести лет назад богатые купцы и рыбопромышленники начали строить здесь основательные особняки, с заездом через арки во двор к громадным складам и домам прислуги. Строили на свой вкус двух, трех, четырех этажные хоромы из красного кирпича, с выносными балконами, ажурными коваными воротами. Для рабочих ставили деревянные бараки, неказистые домишки. После революции самые красивые дома и особняки отдали под различные учреждения - дворец Пионеров, Военкомат, больница Водников, Жилконторы и т.д.
В особняках похуже делили комнаты перегородками и вселяли победивший пролетариат. Позже между особняками и внутри их дворов стали хаотично строить деревянные домики родственники и дети размножившегося пролетариата. В одном дворе помещалось 5-6 халуп с одной водопроводной колонкой, и общим туалетом с выгребной ямой. Крупных, тяжелых купеческих монстров с кирпичными стенами метровой толщины засасывала земля и на тротуар выглядывали только верхние арки окон первого этажа, да треть кованых железных дверей.
В подвалах стояла тухлая вода, снаружи по старым полу раскрошенным кирпичам лезла вверх неровной каймой белая плесень. В деревянных домах было ещё хуже. Вода была прямо под половицами. Люди старались выбраться из этого района. Копили деньги. Меняли квартиры и уезжали отсюда. Оставались жить только безвольные алкоголики, наркоманы и бедные старики, у которых не было возможности что-то изменить.
Селения составляли частный сектор из четырех длинных улиц, начиная от набережной улицы Куйбышева и далее Чехова, Московской и Республиканской (Максаковой). Их пересекали несколько коротких улочек и переулков. Этот район, утопавший в нечистотах, был питательной средой для воров, уголовников, бессильных алкашей, проституток. Почти в каждом дворе жило до 30 человек, разросшихся за десятилетия членов 3-4 семей. Если отец пил, мать торговала самогонкой, то по их стопам шли дети, внуки и правнуки. Были и редкие исключения, когда кто-то выбивался из этого круга. Прямо напротив рыбного базара, неподалеку от техникума, в то время стали строить пару двенадцатиэтажных домов.Я устроился электриком в ЖЭК №3, который обслуживал этот участок.
Контора его была в последнем доме по бульвару Победы. Обслуживал весь район Селений до стадиона по берегу Волги. Ремонт освещения чердаков, подвалов, подъездов, лифтов, подсобных помещений в многоэтажках и дома частного сектора. А основная работа это устранение повреждений по заявкам жителей. Вся электрическая проводка шла через подвалы, затопленные водой. Провода старые с нарушенной изоляцией. При мне в ЖЭКах было несколько случаев со смертельным исходом, когда стоя по колено в воде сантехник или электрик нечаянно касались оголенных проводов электросети. Зимой подрабатывал ночным оператором (дежурным сантехником), устраняя аварии при прорыве отопления, горячей, холодной воды.Потом перевелся электриком в аварийную службу жилищного треста Ленинского района. Работал сутки через трое, устраняя аварии в домах по всему Ленинскому району всю ночь до утра.