Биография и география Ч. 5 - техникум, ГТС
В Астрахани зашел в отдел кадров управления связи. Тогда специалистов с высшим образованием, окончивших институт связи и имеющих опыт работы можно было на пальцах пересчитать. Сразу направили к Гл. инженеру Муженскому И.Д.
Он предложил на выбор несколько должностей — начальника производственной лаборатории, начальника телеграфного цеха, зам. начальника городской телефонной сети.
Я подумал пару дней и отказался.
Производственная лаборатория занималась монтажом новой аппаратуры по всей области. Бесконечные командировки, которыми был сыт по горло в Калмыкии.
Телеграфный цех это шумный стрекот аппаратов в зале, сменная и ночная работа. Телефонная сеть Астрахани плавала в воде и кабели постоянно замокали в полных грязи и тухлой воды колодцах. Потому должности и были вакантными, а квартиру нигде даже не обещали. Нашел работу в электротехникуме связи.
Соблазнял большой летний отпуск 36 рабочих дней. Оклад такой же, как у инженеров телефонной сети. По итогам года за дополнительные часы прибавка премиальными к оплате. Техникум был всего в трех кварталах от набережной Волги, застроенной в этом месте дореволюционными 1- 2 этажными домами частного сектора района Селений.
Уютное место, недалеко от центра, рядом с большим парком в конце ул. Коммунистической.
Размещался в длинном двухэтажном, кирпичном здании странной конфигурации, выходящим сразу на 4 улицы Республиканскую, Московскую, Королева и Кожанова.
До революции там были казармы, а после ветеринарный техникум. Зачислили меня на должность преподавателя, заведующего лабораторией Линейные Сооружения Связи.
1 сентября 1976 года со студентами поехал по традиции на уборку помидор.
Тогда все учебные заведения, да и рабочие заводов, фабрик, производств выезжали на осеннюю страду, чтобы собрать для родины миллион тонн овощей с Астраханского всесоюзного огорода.
Наш лагерь был в колхозе Фунтовский рядом с городом.
Прямо перед стрельбищем стояло несколько бетонированных бараков.
В них размещалось два техникума Автодорожный и наш.
Командиром нашего был Кононенко Анатолий Николаевич.
За мной закрепили бригаду студентов. Ездил с ними на поля. Вел учет, с бригадиром решал вопросы по таре, вывозу, иногда помогал добрать отстающим ящик, другой помидор до нормы.
За день каждому нужно было собрать около 250 кг. Хотя нормы менялись...
В редкие выходные Толя брал ружье и мы шли к небольшому ерику в километре от лагеря. Туда прилетали на кормежку дикие утки, кочкалдаки, серые большекрылые чапуры, стремительные чирки.
В октябре ударили морозы. Помидоры померзли. Студентов отпустили домой.
Мы остались сдавать в колхоз кровати, постель, тумбочки. Ходили по опустевшим баракам, вытаскивали из тумбочек брошенные заначки банок варенья и расстреливали их на месте. Толя клал ружье дулом назад на плечо. Смотрел в зеркальце, целился и стрелял в стоящую сзади него банку. Как в западном вестерне. Усы у него были свои и если бы добавить джинсы, шляпу, то был бы вылитый охотник за скальпами украинского разлива.
К первым лекциям в техникуме готовился основательно.
Линейные сооружения связи знал по работе в стройотрядах, да и в Калмыкии, когда работал начальником техотдела, не чурался подняться на когтях к вершине столба и скрутить стопарный кабель.
Для проведения лабораторных работ во дворе техникума поставил несколько коротких до 1 метра высотой опор с траверсами, чтобы обучать приемам вязки проводов на изоляторах и высокий столб, учить лазить на когтях.
Первый день. Первое занятие. Первые студенты. Какие они?
Стоял у дверей лаборатории волнуясь, ждал. Первыми зашли два молодых симпатичных паренька. Не сговариваясь, прошли в конец, уселись за самую последнюю парту. На всю жизнь их запомнил.
Опыта работы преподавателя, да и классного руководителя совсем не было.
Дали группу специальности Районная Электросвязь. Я их не знаю, а они друг друга не знают. Все с разных концов города.
Кого выберем старостой? Знали, что в группе сын преподавателя техникума. Кричат – давай его. Оказался слабым в учебе, слабым организатором, но я не стал подрывать авторитет его отца.
Группа оказалась сильной, дисциплинированной. Остался ими доволен.
Считал, что в учебниках не всегда полно, правильно и понятным языком изложена тема. Писал сам конспект, чтобы было максимально доходчиво. Приводил примеры из своей практики. Показывал, как выполнять монтаж.
После второго, третьего занятия запоминал всех 25 учеников группы. И не обращался, как некоторые «Эй, ты», а по имени. Уважал каждого, как личность.
Не делил на любимчиков, не придирался по пустякам. Хотя бывали промахи.
К заочникам был снисходителен. Если человек справляется со своей работой, то уже минимум на тройку знает. Когда по билету заочник вставал в тупик, то я расспрашивал о работе. Он оживлялся, отвечал, в чем смысл его работы, какую аппаратуру обслуживает и я с чистой совестью ставил ему трояк.
Работа мне нравилась. Не нужно трястись часами по Калмыцкому бездорожью в кабине машины, спать на полу у стативов станции, чинить и настраивать её в потемках. Сидишь в теплом классе, за учительским столом. На тебя с уважением и вниманием смотрят двадцать пар глаз вчерашних выпускников десятиклассников.
Ведешь Курсовое и Дипломное проектирование. Руководишь группой. Проводишь занятия кружка технического творчества. Посещаешь учащихся на дому.
Самый жаркий период работы приходился на зимнюю сессию.
Приезжали студенты заочники. За пару недель нужно было начитать им новый материал, чтобы они могли дома по конспектам выполнить контрольные работы.
Да ещё написать курсовой проект. Иногда в день приходилось читать подряд 12-14 часов лекций. Голос садился до хрипоты.