***
Подул резкий ветер, стало сильно таять, но солнца нет: холодно, сыро, ветрено. Круг дел всё тот же.
***
За хорошую и отличную учёбу премировали каждое полугодие книгами и разными школьными принадлежностями. За 3 года учёбы я дважды была премирована экскурсией в Ленинград: раз зимой и раз летом. Собирали нас изо всех школ по всем показателям: учёбе, спорту, общественной работе и т. д. Впечатление от этих экскурсий осталось на всю жизнь. По окончанию семилетки получила «Вопросы Ленинизма» с соответствующей надписью. Это было моё первое знакомство со Сталиным. До этого только видела снимок вождя со своими детьми в «Пионерской правде». До сих пор этот снимок стоит перед глазами: добрый папа и трое детей. Девочка помладше меня, а мальчики старше. Возвеличивание и восхваление только начиналось.
***
Такая промозглая погода плохо действует и на здоровье и на настроение. Все сонные, вялые, даже Женя. Дела те же, что и всегда.
***
За три дня снега поубавилось, а воды и грязи прибавилось. Валю положили в больницу, сильно о ней беспокоюсь. Стало дома ещё томительнее и скучнее, да и труднее.
***
Теперь расскажу о личном, семейном. Маме в ту пору не было ещё и пятидесяти лет, три года она уже вдовела. Работала она и во флотской поликлинике. Там и посватал её тоже вдовый пожилой капитан. Брат уже был взрослым, всё понимал, а я по детскому эгоизму встретила это известие в штыки и сказала, что уйду из дома. Брат угостил меня ремешком (такое изредка случалось, за что я ему всю жизнь была благодарна). Я затаилась и кое-что придумала. Прошли экзамены успешно, получила отличное свидетельство. Вася (брат) пригласил меня на лето в Казань, как мы с ним ездили в прошлом году. Но я отказалась от поездки. Отпуск в Мурманске был длиннее, чем в других местах, и мы должны были вернуться лишь в половине сентября. Я сказала, что в новую школу должна поступить вовремя. Это было разумно. Вася поехал в отпуск один. А я с подругой Нюшей и другими девочками подала заявление и другие документы в педтехникум. Других в Мурманске тогда не было. Мальчики, в основном, пошли в мореходное училище.
И снова всё лето усиленно готовилась к экзаменам. Пришло время, и все мы их успешно сдали. Нас зачислили в студенты. Цель моя была: уйти в общежитие и ни от кого не зависеть. Я боялась, что мама всё-таки выйдет замуж, и это вполне могло случиться. Занятия мы 1-го сентября не начали, а убирали техникум и общежитие после ремонта. Стипендию (18 руб.) нам выдали сразу же по зачислении. Мама думала, что я хожу в школу, она по-прежнему много работала и дома бывала мало. Но вот вернулся Вася и не один, а с нашим двоюродным братом Костей. Костя всегда учился плохо, хотя и был достаточно способным, но невзлюбил учёбу с первых её дней. У Кости были 3 «неуда». Вася со своими друзьями-учителями устроили ему экзамены и выдали свидетельство за 7 классов. Когда брат узнал, где я учусь, он снова «поучил» меня уму-разуму. Пошёл в техникум, вернул стипендию и забрал мои документы. С трудом устроил нас в 8 класс, т. к. 3 восьмых класса были уже переполненными. Нас приняли в 8 «В», он считался почему-то самым плохим, но уже в первой четверти мы по успеваемости, по количеству «отличников» и «хорошистов» вышли на первое место.