Страница третья
"КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРИЗЫВ"
Но потом, по комсомольской путёвке, меня и ещё девять девушек вызвали в Горком комсомола. Говорят: «Хотите работать? Вот, открываются Дома отдыха для солдат после ранения. А рабочих нет. Там нужны разные специальности, счетоводы и прочие. Вот туда можем вас направить». И мы согласились.
Прислали нам повестки 16 января 1943 года со своими вещами, с едой на три дня, явиться в Москву в Горком партии. Мы поехали. Куда - сами не знаем. Оказалось, нас было 300 девушек из всех городов Московской области: Дмитров, Павлов-Посад, Загорск, Нарофоминск, Истра...
На Белорусском вокзале нас посадили в поезд и мы поехали ближе к фронту. Как оказалось, нас везли на фронт под Смоленск. Город был освобождён от немцев. Войска стояли в обороне. Там нас встретили на повозках, запряжённых лошадьми. Погрузили наши вещи на сани, а мы строем шли следом.
Доставили нас в селение, где была одна большая школа. Это был 183 запасной полк. Здесь стали нам преподавать военное дело, учить на связистов, снайперов, регулировщиков. Мы приняли присягу. Мне почему-то всё время хотелось быть связисткой. Чтобы не убивать. Очень боялась винтовок.
И мне повезло. В полк приехали старшие офицеры, им нужны были писарь и связист. Меня спросили: «Поедешь в нашу часть писарем?». Я, не раздумывая, согласилась. Меня забрали, оформили документы.
Оказалось, я попала в штабную батарею артиллерийской 33 армии. Был февраль месяц, мела метель... В лесу, в землянке жили девушки-связистки, восемь девушек из Подмосковья, 1942 года призыва.
Сначала я была писарем. Потом перешла на коммутатор связи. От передовой было 5-7 километров. Наш пункт возили на пять дней на самую передовую, в землянки. Там уже было слышно немецкую речь. Потом также, на дежурство на пять дней, - доставляли других девушек, а мы ехали опять в штабную батарею.
Потом пошли бои, и мы уже постоянно перемещались на машинах с коммутаторами.
"СЕМЕЙНЫЕ ВЕСТИ"
В январе 1943 года на фронт ушёл и мой папа, Пётр Данилович.
Замечательно, что мы с папой один раз встретились на фронте. Я узнала его адрес, а он, оказывается, был совсем рядом с моей частью, в резервном медицинском полку. Мой начальник батареи отпустил меня к нему. Очень радостная была наша с папой встреча. И только один день. Потом отец со своей частью уехал в распоряжение Москвы. Отец вернулся после войны в 1945 году в Вороново и работал снова в торговле.
Брат мой Иван был призван в Красную армию ещё до войны. Служил в Хабаровске. Как тракторист, он по специальности служил техником в танковых войсках. Ожидаемая война с Японией не началась, но танковая часть осталась на месте. Иван после срочной службы до конца войны служил там ещё четыре года, а в общей сложности - семь лет.
Сестра Клава, по мужу - Куренкова, была с дочкой и мужем в эвакуации в городе Куйбышеве. У её Фёдора по состоянию здоровья был «белый билет». Они оба работали на оборонном заводе.