6. Дневники. Клуб юных моряков. 1971 г. Ярославски
На фотографии - Коля Кузнецов и Костя Коршунов на борту тральщика № 622.
14 ИЮЛЯ 1971 г.
ПРАКТИКА НАЧАЛАСЬ! ЯРОСЛАВСКИЙ ПОХОД
Вот и началась моя вторая речная практика. В прошлом году мы совсем ещё ничего не знали и не умели, а нынче у нас за плечами целый год учёбы на рулевых, и многие морские науки осели у нас в головах прочно.
Каждый день мы ходим на ялах, так что на ладонях даже появились мозоли. Зато научились погружать вёсла в воду без фонтана брызг.
Недавно на тральщике №622 мы побывали в интересном походе – в Ярославле. Сколько бы раз я там ни побывала – всё равно интересно! Люблю этот город.
Поход начался не совсем удачно: лил такой дождь, что пока мы шли до плавбазы – вымокли до нитки. Как только весь экипаж собрался на дебаркадере, Андрей Фёдорович объявил:
- Все по кубрикам! Устраиваться и сушиться. Через полчаса – построение, назначение по вахтам. Потом отшвартовываемся.
Нам, девчонкам, предоставили маленький носовой кубрик. А мальчишки расположились в большом кубрике. Койки у нас подвесные – в три яруса. Я заняла себе самое лучшее место – на втором ярусе, потому что люблю спать на высоте: так интересней. А Галя Трудова вообще на третий «этаж» забралась – под самый потолок. Но это уж как-то страшновато…
Раздалась команда:
- Все наверх!
И по крутому трапу мы быстро поднялись на палубу. Построились. Андрей Фёдорович рассказал нам о главных обязанностях матросов на корабле. Мы ведь теперь настоящие матросы! Должны стоять вахты в ходовой рубке, в машинном отделении, у трапа во время стоянки, дневалить в кубриках. Швартовая команда сразу же приступила к своим обязанностям: ей нужно было отшвартовываться от нашего причала. Всё прошло очень чётко.
Мокнуть под дождём на палубе мы не стали, а спустились в кубрик, сели на койки и начали петь морские песни, например: «Прощай, любимый город…», потому что наша Кострома уже осталась за кормой, а в круглый иллюминатор был виден только Ипатьевский монастырь, который тоже вскоре скрылся из глаз.
Через некоторое время в дверь, соединяющую носовой и средний кубрики, постучали. Это были мальчишки, которым завидно стало, что мы поём песни. Мы их впустили, и стало ещё веселее.
Но вскоре нас малость расстроил капитан. Он сказал, что нам, девчонкам, в этом походе поручено важное и ответственное дело – приготовление пищи для всего экипажа. А я готовить не люблю! Однако приказ есть приказ, и мы отправились на камбуз варить ужин. Делали макароны с тушёнкой. Вроде, получилось неплохо. Во всяком случае, накормили мы всех до отвала, прибрали камбуз и пошли отдыхать в кубрик.
Стемнело, и мы зажгли электричество. Так уютненько стало в кубрике! Мы все улеглись на свои койки и занялись чтением книг. Я читала приключения – «Хозяева старой пещеры». И хотя отбой был назначен на 10 часов вечера, никто даже и не думал спать, а Андрей Фёдорович не досаждал нам никакими проверками режима дня. Он думал, что мы сами умные и будем отдыхать. Потому что у многих ночная или утренняя вахты. Но мы читали книжки до 12 часов ночи.
А в 4 часа утра у нас с Галей уже была вахта. На флоте её называют «собачьей вахтой», так как в это время особенно спать хочется. Проснулась я на своей полочке оттого, что меня кто-то энергично толкал в плечо. Открыла глаза и ничего не соображаю: около моей койки маячат две каких-то физиономии парней, в темноте и не видно, кто. Я бы, наверное, испугалась, если бы один из них не сказал: «Девчонки, вставайте, на вахту пора!». Тут я вспомнила, что нахожусь вовсе не дома, а на корабле, и это наши юнги проводят смену вахты.
Мы с Галей должны были дежурить у трапа, так как наш тральщик давно уже пришвартовался к большому кораблю «Заря» ярославской «Флотилии юных моряков». Сырое дождливое утро не предвещало никаких радостей. Кругом тишина и туман. Но мы несли вахту не одни. Молодой моторист Володя встретил нас очень дружелюбно и сказал, чтобы мы на дожде обретались поменьше, а больше сидели бы в рубке: оттуда всё хорошо видно. Там уютно, тепло, штурвал красивый, навигационные приборы поблескивают. Володя тут же предложил нам горячий чай с сахаром, чему мы очень обрадовались. А потом мы начали болтать на разные интересные темы, и постепенно сонливость улетучилась.
- А у меня что-то есть! – загадочно сказал Володя и достал из кармана штормовки настоящую воблу.
Ух ты! Где он только достал такой дефицит?
- А ну-ка, девчонки, угощайтесь, не стесняйтесь!
И мы начали с удовольствием угощаться.
Вот какая хорошая вахта получилась! Когда она закончилась, мы отправились досыпать в кубрик.
Утром после завтрака нам всем дали увольнительную в город Ярославль. Мы с девочками сразу отправились гулять в центр города. Но тут нас постигла непредвиденная неприятность: неожиданно хлынул такой ливень, что все мы вымокли до нитки. И пришлось возвращаться на тральщик раньше срока. Через некоторое время чёрная туча куда-то улетучилась, и выглянуло солнышко. Мы обрадовались и отправились на палубу. Там я достала свой фотоаппарат «Смена-6» и начала фотографировать девчонок, хотя снимки у меня почти всегда получаются нерезкими, так как я никак не могу правильно вычислить расстояние до объекта.
В это время из увольнения прибыли Коля Кузнецов и Костя Коршунов. Они уселись на скамейку на баке и стали наблюдать за моими действиями. Я подошла к ним и сказала:
- А ну, мальчишки, улыбнитесь. Я сейчас вас щёлкну!
Мальчишки не улыбнулись, но я всё равно их сфотографировала.
После обеда Андрей Фёдорович приказал всем юнгам построиться и объявил, что сегодня вечером состоится парад кораблей в честь 150-й годовщины со дня рождения замечательного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который является земляком ярославцев. Наш тральщик примет участие в этом параде вместе с юными моряками ярославской ФЮМ. И, конечно, перед парадом надо навести на корабле чистоту и блеск. Был объявлен аврал, и весь народ принялся драить палубу и прибираться.
В шесть часов вечера на дебаркадере ФЮМ начали появляться юные моряки. Мы были потрясены красотой их морской формы! Все ребята были в синих форменках, одинаковых чёрных брюках, ремнях с морскими пряжками, бескозырках. Отличались они от наших, как небо от земли. У нас ведь форма у всех разная (кто какую умудрился достать), у большинства ребят линялые воротники белых форменок не производят должного впечатления… Наши юнги все столпились на палубе и с завистью смотрели на ярославцев. Подошёл Андрей Фёдорович и спросил:
- Ну что, хороша форма у ребят?
- Да! – загудели мы. – Нам бы такую!
- Ярославской Флотилии на форму выдали три тысячи рублей, - сообщил капитан-инструктор.
- А почему нам не выдали? – крикнул кто-то.
- У них в этом деле заинтересован сам первый секретарь обкома партии. Их Флотилия - образцово-показательная, - ответил Андрей Фёдорович и отошёл, считая, как видно, разговор завершённым. А чего тут ещё скажешь?
Мы стали обсуждать столь печальный для нас факт и пришли к выводу, что всё это нечестно и несправедливо, ведь мы ничем не хуже ярославцев. А у них ведь и Флотилия лучше, чем у нас. Настоящий большой военный корабль «Заря» стоял у дебаркадера. Здесь же были пришвартованы тральщик, вроде нашего, и много небольших теплоходов типа ОМ.
Через некоторое время раздалась команда:
- По местам стоять! Отшвартовываемся!
Все наши юнги построились по левому борту, лицом к берегу, и застыли по стойке «смирно». Ярославцы пошли на ОМе, а красивая «Заря» почему-то осталась у дебаркадера.
Парад начался! Мы на своём тральщике №622 и ярославские юные моряки на ОМе шли в первом ряду под флагами расцвечивания. За нами тянулась вереница других кораблей. Был солнечный закат, ярко-алый и очень красивый. На набережной толпилось огромное количество людей, и все они смотрели на наш замечательный корабельный строй!
Вдруг в небо взвилась ракета, за ней другая, третья, и целый сноп разноцветных огней разукрасил темнеющее небо. Через минуту и на нашем тральщике звонко и оглушительно выстрелила ракетница! Ввысь полетели красные и зелёные ракеты! Такого салюта я никогда ещё не видела! Небо пылало сверкающим заревом и освещало Волгу и город, и ликующих людей на набережной, и наши корабли. Сказочные искры, наверное, восхищали каждого, кто стоял вместе со мной на покачивающейся палубе и заворожённо смотрел в небо.
Корабли сделали круг и пошли в обратный путь - к своим причалам. Мы снова пришвартовались к «Заре», поужинали и отправились по кубрикам отдыхать.
Утром отправляемся обратно в Кострому. Дома всем расскажем о нашем походе и чудесном салюте на Волге!