автори

1488
 

записи

204736
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Oleg_Dolgov » Бабушка и дедушка

Бабушка и дедушка

01.07.1946
Ленинград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия

Глава 6. Бабушка и дедушка

 

    - Деда, да надоела  эта солянка, каждый день одно и то же.

    - Ах надоела.  Дед достает  узкий кожаный ремешок и для острастки пару раз хлопает по мальчишеской  попе.

      1946 год.  Голодное время.  Деда отправляют в колхоз, в деревню Калище, в качестве сапожника и он, что бы подкормить внука, прихватывает и меня. По вечерам, в старом клубе, показывали  одни и те же фильмы : Чапаев, Танкер Дербент, трофейные фильмы. Пленка часто рвалась и в тишине, все стучали ногами и орали – сапожники.

     С удовольствием распевали песню из трофейного фильма  « Джордж  из  Динки - джаза «:

     - На крестины рубаху, подарил мне дед,

       Та рубаха натворила много разных бед

       Ту рубаху, не снимая, дед сто лет носил

       И ни разу за все время он ее не мыл.

 

       Однажды к нам забрались воры

       Никто из них опасности не знал

       С рубахой повстречались  и все по задыхались,

       А утром я их трупы убирал.

  

        Вот такую  рубаху подарил мне дед

        И хранить ее для внуков я даю обет.

 

     После фильма – танцы, и все девушки без конца прибегают к деду , чтобы срочно починить обувь. Дед никому не отказывает, чинил бесплатно, зато в кино нас  пускали  за так.

     У дедули совсем не было слуха, но он обожал петь и меня  привлекал.

     Иногда объявлял:

     - Сегодня вечером разучиваем песню:- там вдали за рекой, где погасли огни… . Когда я стал постарше и начал немного петь, больше всего ему почему то нравилась украинская песня: - Ридна маты моя.

     Дедуля сам был родом из Польши, которая  до революции, как известно, входила в состав Российской империи. Служил в кавалерии кирасиром и мне, почему то всегда казалось, что у него была большая сабля, которая почти волочилась по земле на маленьких колесиках. Он снимал маленькую комнатку в квартире бабушки.

     Бабуля была замужем и очень любила своего мужа. Но он был болен и перед смертью, отдавая последние распоряжения, сказал, что бы она постояльца не гнала.  Ну а потом  они и поженились. Своих детей у них не было, но дед обожал всех трех  девочек и был самым лучшим  отцом. Время было голодное, но дед первым делом забрал детей из детского дома куда их, до этого,  были вынуждены  поместить. Работал  до войны затяжчиком обуви на   фабрике Скороход, а затем просто разнорабочим.

     Я вижу перед собой его милое , родное лицо с торчащими ушами и щеточкой усов. До конца жизни плохо говорил по русски и мы его немного дразнили, повторяя  слова :  киркадила, гус.

    Всегда ждал, когда я шел из школы и проходил мимо. Он подзывал меня к себе, доставал из кармана мелочь и давал на мороженое. Ждал, когда я довольный, поглощая мороженое, проходил мимо.

          Любил наблюдать, как мы на  стадионе  имени Лесгафта занимались физкультурой. Потом дома показывал, как я хожу «спортивной  ходьбой».

     Когда я был курсантом  училища оружия и  наша колонна возвращаясь с   очередного парада, шла через Театральную площадь дед всегда встречал нас  и, напрягая голос, обращался  ко мне:

- Бабушка пироги испекла,  придешь?

     Стесняясь приятелей, я буркал:

    - Приду.

    Да  и потом, когда я стал взрослым и женился, дед время от времени появлялся у нас  одетый в тяжеленное пальто, с суковатой палкой и в шляпе. Он садился посреди комнаты на стул  и говорил:

     -Бабушка спрашивает, почему не приходите?

     Дед, несмотря на приглашение, никогда не раздевался, садился на стул, ничем не угощался и постепенно засыпал, частенько похрапывая. Один раз я нахамил деду и до сих пор мне неловко. Прости меня, дурака,  дедуленька.

      Мы прекрасно знали, что старики  живут на одну пенсию и старались приходить не очень часто, ну разок в две недели, так как аппетит у нас был будь здоров..

      Бабуля  была очень приветливая и доброжелательная.  .

       Во время блокады она спасла 13 детей, которых находила на улице в ужасном состоянии, приносила домой и оказывала первую, так необходимую им помощь.

     Как все наивные, советские люди на выборы она ходила к открытию  пунктов для голосования и стремилась проголосовать первой.  Все это длилось до тех пор, пока  случайно не узнала, что первыми голосуют члены избирательной комиссии.

     В отличие от деда, который, хоть и редко, вместе с приятелями ходил в синагогу, бабуля  была неверующей. Как то она, в какой- то церковный праздник, попросила священника, в виде исключения,  разрешить ей поесть, так  как  была больна. Тот отказал, как говорится, в резкой форме. Бабуля вечером направляясь домой, случайно заглянула в его окно и увидела, как священник уплетает за обе щеки.

      Она была  одной из  девяти детей и частенько все старушки  собирались у бабы Розы и разговаривали, разговаривали. Темы были самые разнообразные: где можно купить самую дешевую треску по 48 копеек за килограмм, как со зрением у тети Мирёши я звал ее тетя Мишока, что делать с внуком  Олегом, который опять получил двойку, что пишет из Америки  бабушка Ирина. Иногда брали на всех маленькую водки. Разговорам, вперемежку со смехом не было конца.

     Перед праздниками обязательно варился студень. Чтобы выварить из копыт всё необходимое их держали на маленьком огне несколько часов, иногда всю ночь, добавляли мясо, разливали по тарелкам и блюдам и ставили на  «холодок». Готовилась рыба  «по-польски »,  когда в рыбный бульончик добавляли отварные яйца или по-гречески, - рыба долго варилась в воде с добавлением томатной пасты,  до тех пор пока косточки не становились совсем мягкими. Иногда из мякоти самой дешевой рыбы делали фарш,  набивали его в нарезанную  шкурку большой рыбы и отваривали.  Непременно готовили  картошку и конечно  делали селедочку с  луком  в  горчичном соусе,  которую помещали в специальное  блюдо вытянутой формы, так называемую селедочницу.  Бабуля , как и все три дочки,  бесподобно пекла пироги с капустой, маком , черничным вареньем. Салаты тогда не делали, а вот без винегрета не обходились. На стол ставилась большая бутылка с вишневой наливкой, иногда появлялась и бутылка водки. Все так искренно веселились, пели, танцевали, мамуля бесподобно  плясала цыганочку  с выходом и плечиками, плечиками…Как то я прочел, что в бедной итальянской семье к обеду не было ничего, кроме сыра и бутылки вина. Как, они ели сыр?  Для нас он был недоступен.  Конечно позже жизнь потихоньку налаживалась, на столе появились и сыр и колбаса и шпроты.

     Перед всякими заметными событиями в моей жизни, я всегда забегал к бабуле, что бы съесть кусок пирога и получить напутствие. Уже стал взрослым обалдуем, но все тянуло забежать перед экзаменами . На прощанье она так смешно целовала меня с каким то причмокиванием.  Как мне их не хватает. У меня самого две дочки и пять внуков, и я стараюсь быть для них таким же дедом. Не всегда получается.

30.03.2020 в 11:36


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама