автори

1427
 

записи

194041
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Chupovsky » Жизнь, отданная небу - 9

Жизнь, отданная небу - 9

09.03.2018
Полтава, Полтавская, Украина

Вся моя жизнь, посвящённая авиации, весь опыт и мастерство, приобретённое за годы нелёгкого лётного труда, основывалась на безупречном знании и выполнении всех документов, регламентирующих правила и порядок выполнения полётов. Сейчас вспоминаю слова моего инструктора, когда он подвёл нас, молодых курсантов, к самолёту Як- 18 У и потребовал, чтобы мы вынули из своих карманов всё, что там находилось и предупредил:

   - Всё то, что у Вас в руках -  может стать причиной катастрофы. При выполнении фигур высшего пилотажа любая вещь, может выпасть и заклинить рули. Это же касается и выполнения всех руководящих документов. Все требования, в них записаны кровью предыдущих поколений пилотов.

 Это запомнилось на всю жизнь.

 

   Но, сейчас, я озвучу весьма парадоксальную мысль. Наверное, не ошибусь, если скажу, что 100% авиаторов, допускали нарушения при полётах, кто чаще, а кто пореже. И здесь вспоминается мой первый командир экипажа. Когда я имел неосторожность высказать своё мнение на действия командира, «что это не по правилам», он чётко разъяснил:

   - Ты обязан на все сто знать документы и правила, чтобы правильно и без нежелательных последствий, нарушать их. Только тогда, в твоей лётной жизни не будет ЧП и катастроф.

Вот этому правилу я и следовал всю свою лётную жизнь. Поэтому я и стал пилотом первого класса и налетал десять тысяч безаварийных часов.

 

    Но зато теперь я могу позволить себе выпустить свои воспоминания, даже о нарушениях, ведь они, ни разу не привели к отрицательным или трагическим последствиям. А выпустить их на волю, я просто вынужден. Они переполняют мои мозги и просто не дают спать ночами. К тому же, никто не сможет, за эти нарушения, отобрать пилотское удостоверение или наказать меня каким-либо образом. Золотое время настало и так хочется поделиться всем тем, о чём непосвящённый в это, никогда не узнает.

 

   И началось это обучение, на особенностях полётов в регионе Кызылкумской пустыни и в районе космодрома Байконур. После нашего прибытия в Аральск, всех «старых» вторых пилотов Аральского авиазвена отправили, на два месяца, в отпуск. Мы, каждое утро, приезжали в аэропорт и ожидали, кого из нас выберут командиры в экипаж, на сегодня.

Так, однажды, меня выбрал, один из самых опытных командиров – Гена О. Показал, на карте, точку на окраине запретной зоны космодрома Байконур, приказал проложить маршрут и произвести расчёт полёта туда и обратно в Аральск. И предупредил, что через час привезут разрешение на полёт по противочумному заданию и прибудет высокое партийное начальство и руководство города. Необходимо быстро подготовить самолёт и заправку.

 

   Но вначале, несколько слов о фауне региона Аральского моря. В шестидесятые годы прошлого столетия, полноводные реки – Сыр-Дарья и Аму-Дарья ещё несли свои воды, беспрепятственно, в Аральское море. Вдоль всего русла рек, шириной от десяти и, местами, до двадцати километров, были заросли камыша, высота которого достигала  трёх метров. Огромное разнообразие птиц, животных. Выполняя пассажирские рейсы из Аральска, и пролетая над этими плавнями, мы видели большие стада диких кабанов, иногда замечали волков, лисиц. А в степи Кызылкумов обитали огромные стада сайгаков и джейранов. Как нам рассказывали, а позже мы сами это наблюдали, при приближении осени, эти несметные стаи перелётных птиц и стада сайгаков мигрировали с Севера на Юг. Аральское море и пресные озёра возле него, являлись, для них, пунктами отдыха и кормёжки. Вот тогда наступала горячая пора для охотников. Для рыбаков, в те годы, проблем не существовало круглый год, на побережье Арала стояли и работали, бесперебойно, больше десятка рыбзаводов.

 

   Время, о котором я хочу поведать, это как раз начало массовой миграции сайги. Это прекрасно знали любители поохотиться, особенно высокое начальство. Для этих целей существовала «палочка – выручалочка» - это противочумная станция. Её полевые отряды  работали на всей территории Кызылкумов и даже в запретных зонах Байконура. И противочумные задания, как и санзадания, выполнялись безоговорочно и беспрепятственно.

 

   Через час, когда я проверил заправку и готовность самолёта к вылету, подписал документы у штурмана и дежурного командира, к самолёту подъехали две чёрные

«Волги». Прибыло довольно высокое партийное (республиканское, областное и районное) руководство, все шестеро вооружены, «до зубов» и одеты по последней «охотничьей» моде. Чувствовалось, что это не новички, в таких «экспедициях», это были разговоры профессионалов. А до этого, командир отозвал меня в сторонку и предупредил:

   - Юра, пожалуйста, о сегодняшнем полёте – никому ни слова, пусть этот случай

   будет тебе просто опытом, уроком на будущее.

 

   После взлёта и доклада диспетчерам, командир установил курс на Север, это несколько левее проложенного маршрута и передал управление мне, а сам обсуждал что-то с пассажирами, чувствовалось, что они давно знакомы. Примерно через сорок минут полёта, пересекли, довольно широкое, в этом месте, русло реки Иргиз. И здесь я увидел довольно неожиданную, для меня, картину. По правому берегу Иргиза тянулась живая лента, шириной,  десять – двадцать метров. Это был сплошной поток сайгаков.

 

   Командир пояснил мне, что во время миграции, стада сайги и джейранов доходят до реки Иргиз и поворачивают в сторону её истоков, в районе болот. В том месте имеется, хоть и топкий, но надёжный проход, шириной с полкилометра, где эти стада могут пройти, чтобы следовать дальше на Юг. Мы летели километров шестьдесят, пока добрались до этого перехода, при этом, под нами проплывал беспрерывный поток животных. Быстро перейти они, естественно, не могли. Когда я увидел, в степи, такое количество (море) сайги, я был потрясён. Сколько же голов в этом стаде, спросил у командира?

   - Примерно тысяч двести – триста: - ответил Гена.

 

   Далее опишу сам процесс этой охоты. Сначала отвернули влево, и, километров за двадцать, присмотрели ровное место для безопасной посадки, затем возвратились к переправе и начали пикировать на это огромное стадо. И когда снизились метров до двадцати, то большАя часть стада развернулась и направилась в нужном нам направлении. Сайгак развивает скорость до восьмидесяти километров в час, тогда как у самолёта скорость до двухсот, поэтому мы быстро перегнали их, и, сходу, произвели посадку. Винт двигателя ещё не успел остановиться, а наши охотники уже выскочили на землю и, разбежавшись, стали на колени, я, в спешке, тоже вылетел из самолёта и остолбенел. От страха подкосились ноги, в безмолвной степи нарастал мощный гул, огромное стадо диких животных, в облаке густой пыли, нёсся прямо на нас, на самолёт, под моими ногами земля тряслась от топота тысяч копыт. Признаюсь честно, такого страха, до этого, я никогда не испытывал. Командир, увидев мои «квадратные» глаза, прокричал:

   - Не боись, маши руками, они нас обойдут.

Со страху, я так махал руками, что плечи, после этого, дней пять болели.

 

   А охотники, в это время, не целясь, стреляли, с полуметровой высоты, прямо в набегающее стадо. На такой скорости бега, если падал сайгак, через него спотыкались и оставались лежать ещё два – три сайгака. Всё это действо продлилось минуты две – не больше. И наступила тишина. Пыль постепенно оседала. Я, наконец-то, спокойно вздохнул. Охотники приступили к сбору трофеев, головы и внутренности выбрасывались, а тушки сносились к самолёту. Мы, с командиром, сели в пилотскую кабину, а наши «высокопоставленные пассажиры» сами загрузили свою добычу, заложив полностью, дверь пилотской кабины, закрепили сеткой груз, чтобы не сместился на взлёте, и не нарушилась центровка, сели сами и закрыли входную дверь. Чувствовался опыт и сноровка в этом серьёзном деле. Мяса набрали не меньше тонны.

 

   В Аральске нас уже ждали, зарулили на самую дальнюю стоянку.  К самолёту, сразу подогнали «Рафик» и стали быстро разгружать, а охотников увезли чёрные «Волги». После окончания разгрузки, мы, с командиром, смогли покинуть самолёт, который немедленно начали мыть пожарники. Пока шли к аэровокзалу, командир забрал у меня всю полётную документацию, порвал её и спрятал в карман куртки, а мне заявил:

   - Мы с тобой, сегодня, были выходные – так надо.

Мне, естественно, было обидно, на мясо только посмотрел, да и налёта два часа – «коту под хвост». Домой пришёл расстроенный, даже хозяева, у которых жил, заметили, начались расспросы, я только рукой махнул. И, вдруг, вечером, уже после захода солнца, стук в ворота – это «Рафиком» привезли две, уже освежёванные, сайгачьи тушки. Значит, не зря летал – набирался опыта, и шашлычков наелся «от пуза».   

21.12.2019 в 10:19


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама