В 1926 г. поехали мы за границу. Там А. Ярославский организовал (сам, с помощью антрепренера, -- никакая организация -- ни советская, ни эмигрантская -- не принимали в этом участия) большую лекцию -- диспут на тему "Правда о Советской России".
Основная идея его доклада была: -- не "социалистический рай", -- не "большевистский ад", -- обыкновенная капиталистическая страна, вот что представляет собою Советская Россия в настоящее время (в 1926 г.). С наболевшею писательской горечью критиковал докладчик тяжелый цензурный "прижим", давящий и придавивший литературу и поэзию Советской страны. Критиковал он также (правую -- в тот момент) крестьянскую политику Цека.
Аудитория была несколько разочарована: -- ждали очередных сенсаций и разоблачений, -- "подвалов Чеки" и "истязаемых младенцев"... -- "Чье имя наиболее популярно в настоящее время в России -- Николая Николаевича или Кирилла Владимировича?" -- поступила после доклада записка публики. Ошарашенный Ярославский поспешил разъяснить, что Россия вообще мало думает о беспризорных монархах, что она занята гораздо более серьезными и насущными вопросами, что к тому же идея монархии скомпрометировала себя навсегда, -- но тяжелое впечатление от записки осталось: -- "Я начинаю жалеть о сегодняшнем докладе, -- говорил он мне в тот же вечер, как только мы вернулись домой. -- Сделанного уже не поправишь... Зачем, зачем говорил я перед этой сволочью?... Конечно, все социалистическое в России рассосалось!.. Конечно, писателю в ней жить невозможно: -- цензура давит прямо как какой-то "испанский сапог"!!. Все это так... Но все это можно и должно говорить перед своими, а не перед врагами... А для меня свои все-таки большевики: -- хоть сволочь, а своя сволочь!.."