17 июля. С первыми лучами утреннего солнца туман стал подыматься выше, начал клубиться у вершин гор, потом стал разрываться и наконец как-то сразу быстро рассеялся. Солнышко выглянуло, как-то любовно осветило землю: всюду стало светло и ясно. Мы были на гребне гор, идущих с запада к востоку, и впереди, и позади нас были долины, и впереди, и позади -- дорога, идущая на р. Арзамасовку. Задний пройденный склон был пологий, а передний, который предстояло еще пройти, -- крутой, поэтому и дорога здесь шла не прямо книзу, а зигзагом в сторону под углом к горизонталям... У гребня и ниже шагов на 200 совершенно чистое место, ниже растут кусты и деревья.
...Отсюда путь наш лежал по долине р. Поддеваловки к Посту Св. Ольги. Дорога идет правым пологим скатом гор, совершенно прямая как стрела и в хорошем состоянии, допуская беспрепятственное быстрое движение.
Тут не может быть никаких поселений, земля совершенно для сева неудобная, болотистая, заросшая лесом, да к тому же близость бухты Св. Ольги за то, что в конце концов там будет город, а земля эта будет отдана городу раз и навсегда. Складки местностей представляют очень незначительные отроги и ничтожные распадки с более или менее крутыми и пологими скатами. Деревья здесь, большею частью белая береза, -- небольших размеров, дуб такой же, как и по ту сторону перевала. Единственно ольха, растущая в изобилии по всей речке, поразила меня своими размерами в вышину и толщину. Стал все чаще попадаться крупный паук (смотри описание его в записной книжке). Несколько экземпляров его собраны мною и посажены в банку со спиртом. Не доходя версты полторы до залива Св. Ольги, там, где речка Подцеваловка поворачивает на север, принимая приток ее с юга, дорога переваливает через небольшую возвышенность.
Рано утром мы пришли в Ольгу -- все еще спали. Этим закончилась моя экскурсия в долину р. Арзамасовки.