Наиболее правильно, как мы думаем, подходил к этой болезни И.П. Павлов. Он считал, что «шизофрения – это есть слабость мозга, сначала маленькая, потом больше, потом полный развал».
«Многие шизофреники, если их взять при первых намёках их слабости в оранжерейную обстановку, отстранить все удары жизни… может быть, они не заболели бы», – говорил Павлов. Он полагал, что у этих больных имеется особая ломкость сложного нервного прибора – хрупкость мозга.
Человек становится настоящим шизофреником лишь от тяжёлых жизненных ударов, настолько острых и тягостных, что эта нагрузка оказывается непосильной, свыше возможностей сопротивляемости нервной системы.
Непрочность, хрупкость могут зависеть от разных причин. Когда они глубоко прирождённые, с ними ничего не сделаешь, но они могут зависеть и от причин менее важных, устранимых. Павлов признавал возможность отравления мозга, но особенное значение придавал он «ударам жизни», жизненным трудностям.
Выходит, что шизофрении, как особой болезни, вообще не существует. Это люди с хрупким мозгом. Если хрупкость прирождённая (имеется уже от рождения), разрушение предупредить трудно. Чаще же слабость мозга, возможно, имеющаяся с детства, усиливается от разных дополнительных причин. Понятно, что временем для проверки прочности мозга служит чаще всего молодой возраст. Человек вступает в жизнь, перед ним встаёт ряд трудных задач: отношение к другому полу, со всеми возможными тут конфликтами, выбор профессии, напряжённая учёба.
Следовательно, в большинстве случаев имеются дополнительные причины, без которых крушение мозга не наступило бы. Значит, нужно отказываться от мысли об исключительно наследственной обусловленности шизофрении и искать эти дополнительные причины слабости. Мы это и делали на протяжении многих лет. Оказалось, что у большинства больных, которых считали «настоящими» шизофрениками, были обнаружены различные серьёзные (чаще скрытно протекающие) заболевания, которые могли воздействовать и на мозг, а, следовательно, быть причиной «поломки прибора». Перечислить все подобные заболевания, которые могут лежать в основе шизофрении, мы не станем; укажем лишь некоторые.
Например, давно уже догадывались, что такую роль может играть врождённый (его неправильно называют «наследственный») сифилис. Но оказалось, что рядом с сифилисом приходится поставить также такие распространённые инфекции, как ревматизм (как раз у женщины-врача с «говорящей головой» причиной психоза был ревматизм). Иногда такое же значение имеет бруцеллёз. Это заболевание за последнее время получило значительное распространение, и протекает оно нередко скрытым образом. То же значение может иметь другое хроническое инфекционное заболевание – токсоплазмоз. Гнойное воспаление среднего уха, гнойное воспаление почечных лоханок, гонорейное воспаление придатков матки – заболевания, встречающиеся очень часто, в отдельных случаях оказываются причиной шизофренического психоза. Даже вслед за гриппом и то могут развиваться тяжёлые шизофрении (так было с «леди Годивой»). Но чаще всего в качестве причин шизофренических крушений служат не острые инфекции вроде гриппа, а хронические заболевания, протекающие в течение многих лет и часто скрытным образом. Большая часть перечисленных нами заболеваний (сифилис, ревматизм, бруцеллёз, токсоплазмоз, гнойное воспаление уха, почечных лоханок и т.д.) и относится к этой категории. Могут быть и другие причины приобретённой слабости, хрупкости мозга.
Эти новые данные о происхождении психозов открывают и новые возможности в деле лечения шизофрении. Способов лечения было предложено бесконечное множество. Но до тех пор, пока причины шизофрении оставались неизвестными, пока их искали в наследственных свойствах организма, естественно, и лечение проводилось вслепую. За последние годы особенное распространение получили способы, направленные на поднятие защитных средств самого организма. К ним относятся так называемые активные методы лечения, вроде инсулиновых шоков или искусственных судорожных припадков. Введение под кожу больших доз инсулина приводит к резкому уменьшению количества сахара в крови больного. А недостаток сахара ведёт к особым состояниям с помрачением сознания, даже с судорогами… Специально судорожные припадки вроде эпилептических вызываются либо введением в кровь другого средства – кардиазола, либо раздражением мозга электрическим током…
Инсулин и кардиазол применяются сейчас во всём мире . Во многих случаях они помогают. И всё-таки за последнее время в них стали разочаровываться. Многие психиатры говорят уже о том, что помогают эти способы в тех случаях, где нет настоящей шизофрении…
Причинное (или этиологическое) направление в психиатрии заставит искать не только настоящие причины психоза у каждого отдельного больного. Оно заставит начинать лечение как можно раньше и проводить это лечение в каждом случае индивидуально и специфическим образом. То есть в одном случае будут лечить от ревматизма, в другом – от бруцеллёза, в третьем оперировать больное ухо и т.д.
Активные методы не потеряют, вероятно, своего значения: они даже будут применяться более осмысленно. И тогда врачи смогут действительно предупреждать «поломку прибора», чтобы не было «говорящих голов», чтобы больные не превращались в тупых слабоумных «хроников».