После XX-го съезда КПСС число заключенных на приисках резко уменьшилось. С внедрением современной техники держать заключенных на малопроизводительной работе и содержать огромный штат охраны и надзирателей стало невыгодным.
Истощились богатые месторождения на Топком, Скрытом, Линковом, Двойном, и постепенно там стали закрывать лагпункты. Бараки, лагерные зоны и вышки, здания на горных участках и вольных поселках стали разбирать. Частично администрация прииска перевозила лес на новые места для строительства домов на других участках и в поселках; частично его растаскивали индивидуальные строители, частично он шел на дрова. Следов поселений на старом месте не осталось. Лишь заросшие травой отвалы пустой породы, затопленные разрезы, кое-где оставленная заржавевшая горная техника - следы горных разработок, и безымянные кладбища заключенных свидетельствовали об обитании в прошлом здесь человека. Когда-нибудь, через сотни лет, если к этому времени люди не уничтожат все живое на Земле, они раскопают лагерные захоронения в мерзлой колымской земле и будут гадать: как попали сюда люди, что делали в этом суровом краю, отчего не сохранились остатки их жилищ, почему захоронены они голыми в братских могилах.
В шахтах и на полигонах внедрялась новая техника - требовались квалифицированные рабочие. Питание заключенных значительно улучшили, рабочий день сократили до восьми часов; регулярно зэка стали получать и выходные дни. Доходяги в лагере стали редкостью - их направляли в ОП или больницу; инвалидов вывозили на материк. Снова «пряник» стал основным стимулом повышения производительности труда. В Сусуманском ОЛПе даже открыли вечернюю школу для заключенных, имевших лишь начальное образование. Режим в лагере и на производстве ослабили. Для разрешения конфликтов с начальством заключенные стали прибегать к забастовкам. Обычно в шахту спускались, но не работали, делая вид, то не могут устранить какие-то неполадки. Спросил я как-то рабочего:
- Почему шахта не работает?
- Поддерживаем итальянских забастовщиков!
Пришел бригадир из приискового управления.
- Чудеса! - удивленно произнес он. - Участок не работает, а в конторе все сидят, что-то пишут, растягивают логарифмические линейки, щелкают арифмометрами. Что они там подсчитывают? Пришли бы лучше на шахту поработать!