авторів

1427
 

події

194062
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » ASimsky » 672-ая школа, она же 75-ая французская - 5

672-ая школа, она же 75-ая французская - 5

05.09.1969
Москва, Московская, Россия

ДРУЗЬЯ  И  ВРАГИ

 

 

В новой школе у меня как-то сразу установились в классе спокойные нормальные отношения, и даже свои второгодники меня особо не задевали. На этом фоне болезненно воспринималось насилие старшеклассников. В отличие от взрослой дедовщины (в тюрьмах или в армии) здесь речь не шла о какой-то системе взаимоотношений, унизительной ритуальности или иерархии послушания. Били просто для удовольствия. Уверенные в своей безнаказанности и праве сильного, юные садисты подлавливали младших в темном углу или в туалете и били куда им нравилось, часто в живот или в пах. В силу разницы весовых категорий, сопротивление могло лишь ухудшить участь жертвы. Конечно, этим занимались немногие старшеклассники, но остальные лишь крайне редко пытались их образумить. Ни о каком организованном сопротивлении или заступничестве речи не было: каждый был за себя. Дружба с одноклассниками сводилась к совместному времяпровождению и самопожертвований не предусматривала.  Красивый принцип «один за всех, а все за одного» не работал.

 

Мне запомнился один эпизод, уникальный тем, что завершился заслуженным возмездием. Как-то зимой после школы, я шел сзади школьного здания по тротуару, покрытому толстым слоем льда[1]. Вдруг из-за угла показался сын нашей классной руководительницы, строгой и справедливой математички.  Хулиганистый веснушчатый недоросль шел с приятелем, которому он с гордостью демонстрировал свои новые перчатки из кожезаменителя. Видимо желая показать их в действии, он походя съездил меня по физиономии, и я кувырнулся спиной на лед, как оловянный солдатик. В этот самый момент из-за угла показалась мать, и его лицо перекосилось от ужаса.  Я быстро ретировался, с удовлетворением улавливая знакомый голос математички, которая никогда не кричала, но умела наводить страх «металлической» интонацией.

 

Туалет был жутким местом. На переменах его заполняли курящие старшеклассники. Толчки были заполнены плавающими окурками и часто оказывались засорены. Об индивидуальных кабинках и деревянных сиденьях не было и речи, и закаленные советские школьники садились «орлом»[2] у всех на виду.  Домашним детям вроде меня мамы выдавали куски газеты для подкладывания под изнеженные бедра. Туалетная бумага вообще была в дефиците, и в общественных туалетах отстутствовали даже приспособления для навешивания рулонов. В основном пользовались бумажными квадратиками, нарезанными из газет[3]. Такие квадратики я постоянно имел в заднем кармане брюк. Понятно, что школьного туалета я боялся как огня и предпочитал терпеть до дома[4]. 



[1] Уборка снега и льда в Москве была на порядок хуже современной. Встречались места, где лед скалывался один-два раза за зиму, и ходить надо было с большой осторожностью.

[2] По этому поводу был замечательный стих, который я узнал уже в университете: «Как горный орёл на вершине Кавказа// сижу я один на краю унитаза.// И зорко гляжу я на белое дно,// как бурной струёю смывает г...но». Уровень комфорта в  остальных публичных туалетах был примерно тем же, разве что в некоторых местах все же были закрывающиеся кабинки или хотя бы перегородки.

[3] Это называлось «использовать газету по назначению».

[4] В начальной школе с этим было лучше, так как начальные классы занимали целиком второй этаж;  старшеклассники учились на других этажах и этим были от нас отделены.

Дата публікації 25.12.2018 в 15:17

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: