авторів

1493
 

події

205694
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Zynayda_Malygyna » Ностальгия - 5

Ностальгия - 5

10.11.1976
Ветреный (Обо), Магаданская, Россия

Поселок   вахтовиков стоял на берегу речки Вакханки среди сопок. Летом, конечно, это было чудеснейшее место для отдыха. Но зима диктовала свои права. Хотя надо сказать, что октябрь 1976 года стоял по-колымски мягкий. Сильных морозов еще  не было.  Днем октябрьское солнце  играло своими  серебряными   бликами   на заснеженном бесконечном пространстве колымского беспределья .  О пятидесятиградусных морозах я слышала только пока еще по рассказам старожилов  этого поселка. 
-  А они не за горами, Зина, - предупреждал меня наш земляк Яша Фоминцев. - Я уже здесь более двадцати  пяти лет. Нынче что-то зима припозднилась. Правда, ноябрь свое возьмет. Не знаю, как вы с маленьким ребенком здесь зимовать будете. Хотя геологи здесь живут с маленькими детьми, и, Слава Богу, ничего. Вон, Гиляшовы со своим Костей весь год здесь, а он еще и  меньше вашего. Да и  Сошко с двоими ютятся.  Димка у Мединских такой же, как и ваш Саша. Никто не замерз, живут. Вот только мошка да комар донимала  их по лету.  Сошка-пацан научился материться на них. Хлопак, сын хлопачки, в окрестностях всю тайгу знает. Не только материться научит твоего, но и обучит всем законам колымской тайги.  Привыкнете.. Правда домик ваш – холодный,  да и совсем не утепленный,- посетовал он .
.  Мне сразу после первых дней пребывания  в тайге показалось, что наш   ветхий     домишко уж точно не был приспособлен для зимнего проживания в условиях колымской зимы.  Поэтому  база вахтовиков не стала местом жительства нашей семьи даже на временных условиях,   так как  полевые неудобства могли выдержать только взрослые, а у нас был маленький Саша. В нашей половинке домика, которую мы занимали,  действительно, было холодно, особенно ночью. Железная печка держала тепло,  пока горели дрова. Прав был Яша. Наступившие  ноябрьские  пятидесятиградусные ночные морозы выветривали за ночь все тепло в нашей избушке. Больше ее я никак по-другому назвать не могу.. Под утро было страшно вылезать из-под одеяла.  Если вода в банке стояла на полу, то к утру она покрывалась коркой льда. Я   переживала    за нашего двухлетнего сына Сашу. Боялась ,  что простудим мальчика .  По утрам, пока железная печка, растопленная нашим папой, еще  не нагревала наше холодное жилище,    вспоминала свою бабушку, и ее слова стояли в ушах
-Зина,  угробите  парня, с холодом не шутят. 
  Мы вняли предупреждениям моей  бабушки именно тогда, когда скорая помощь  увезла нашего мальчика в районную больницу с подозрением на воспаление легких.  И вот уже  тогда мы   точно    решили  перебраться в Усть-Омчуг и снять там  квартиру  во что бы то ни стало. 
  Переезд не был для нас  тяжким бременем, так как два чемодана – это уж не такой большой скарб для перезда.  Немного   успокоилась, так как жизнь большого поселка  растворила чувство страха,  как за себя, так и за ребенка. Рады были неуютной комнатке  без всяких удобств в одном из частных домов по улице  Магаданской.  Хозяевами были Кузнецовы –  Нина и Николай. Меня   поразило их радушие и бескорыстная помощь абсолютно незнакомым им  людям. Пока муж был на вахте, я жила у них, и мне в голову не приходило расплачиваться с ними за ужины, на которые мы собирались все вместе и любили не только вкусно покушать , но и  почаевничать до позднего вечера.  Картошка с мясом ,которую готовила на вечер баба Маша, была очень вкусным блюдом.   Решила, что все дело в мясе, и  поинтересовалась у хозяина:
-А что это за мясо такое вкусное мы едим?. 
-Оленина,- ответил  Николай, не задумываясь. 
 Я так и думала на протяжении многих лет, что я ела оленину, пока не попробовала ее лет за пять до отъезда из Усть-Омчуга.  Мясо оленя  мне не понравилось. Оно  было со специфическим вкусом,  на любителя, как говорят,  отдавало запахом мха. 
    Тогда я поняла, что Николай угощал нас не олениной.   Какое мясо мы ели, я сама так и не могла догадаться.   И только спустя много лет, уже здесь , на Кубани, мои мужчины открыли секрет   вкуса  того мяса.  Мне и в голову не могло прийти, что  мы ели  жаркое с собачатиной. 
   Дело в том,  что  наш хозяин шил унты из собачьих шкур,  и мясом собак  они  не брезговали тоже.. И не только  ели сами,  но и угощали приезжих.  У меня и сейчас не вызывает отвращение   та  еда,  которая  была  приготовлена с легкой руки  бабы Маши  , да еще с картошечкой. Оказывается,  мясо собачатины  было не только  вкусным блюдом, но еще и полезным.  
      Надо сказать,  что гостеприимство и радушие –  это уникальная особенность колымчан.    На Севере отношения  всегда строились  по принципу: Помоги и выручи ближнего.  И это  чувствовалось  с первых дней нашего  приезда на колымскую землю. На Кубани, такой щедрой земле, такого нет. Кубанцы привыкли жить обособленно и искать выгоду в соседе.

Дата публікації 24.12.2018 в 14:52

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: